Развитие российского парламентаризма на современном этапе.

Новый этап развития органов законодательной и представительной власти в нашей стране наступил в конце 80-х - начале 90-х годов и совпал с началом работы съездов народных депутатов СССР и РСФСР. Тогда же начался процесс кардинального пересмотра конституционных основ государственно-политической системы. Этот процесс особенно активизировался в период образования в 1991 году нового государства - Российской Федерации. На первых съездах народных депутатов стали создаваться различные политические депутатские объединения, по форме и содержанию аналогичные тем, которые существовали в дореволюционных государственных думах. Начали складываться парламентские структуры - фракции, комитеты и комиссии, постоянный и профессиональный аппарат палат парламента. Процесс развития парламентской политической жизни охватил и сферу межпарламентских связей.

Однако работа законодательного органа власти - Верховного Совета РФ, была прервана в сентябре - октябре 1993 года. Это была трагическая страница российского парламентаризма, но не первое событие подобного рода в истории российских представительных органов.

Принятая на референдуме 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила основу конституционного строя в соответствии с новой политической конфигурацией, которая сложилась в этот период в нашей стране.

С наступлением нового века есть возможность и потребность дать более взвешенные и всесторонние оценки развитию парламентаризма в России. Среди плюсов можно выделить реальное развитие законодательного процесса, увеличение количества законов, создание фракций в Государственной Думе РФ, наличие плюрализма мнений, определенное внимание к результативности реализации принятых законов, повышение взаимодействия различных ветвей власти, всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями, дальнейшее развитие и обновление законодательства Российской Федерации.

Среди минусов следует отметить отсутствие надлежащего парламентского контроля за исполнительной властью, несовершенство законодательного планирования и законодательной техники, отсутствие полноценной систематизации законодательства и соответственно стабильного законодательства.

На разных этапах всемирной истории в тех или иных странах легитимно или нелегитимно распускали парламенты. Каждый раз это становилось следствием острейшей борьбы за власть, результатом непримиримого противоборства враждующих между собой олигархических, военных и общественно-политических группировок.

В начале нового тысячелетия России предстоит сделать то, чего не получилось в течение многих веков в ходе многочисленных российских реформ и потрясений, а именно: создать реальное правовое государство с реальными гражданскими институтами и полноценными ветвями власти.

Россия, российское общество должны и даже обязаны признать необходимость эволюционного пути развития. Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, необходимо в первую очередь создать эффективное государство, а это значит дееспособное государство, гарантирующее подлинные права и равные возможности мирно жить и работать.

Необходимость реформирования системы власти ни у кого не вызывает сомнения. Не менее важно повышение эффективности законодательного процесса и механизма прохождения федеральных законов в Государственной Думе, Совете Федерации, у Президента Российской Федерации.

Стоит особо подчеркнуть, что эффективность государства во многом зависит от развития законодательной (представительной) власти. Наличие двухпалатного федерального парламента – это проявление демократического устройства власти. Совет Федерации представляет собой представительства регионов, составляющих единое государство.

Парламент любой страны – это сложное и своеобразное переплетение политических, региональных, индивидуальных устремлений. Парламент становится демократическим органом власти, если только общим знаменателем разных интересов становятся целостность страны и благополучие народа. В таких условиях законодательная (представительная) власть и институты гражданского общества выступают реальной сферой воплощения свободы личности, человека и гражданина.