Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС
Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта является одним из важнейших экономических механизмов регулирования безопасности в условиях рыночной экономики.
Как показывает статистика, тенденция увеличения крупных техногенных аварий и катастроф , которые сопровождаются значительным ущербом для населения, инфраструктуры и окружающей среды, в ближайшие годы сохранится. В силу этого государство должно постепенно передавать свои функции по возмещению ущерба от техногенных аварий и катастроф страховым компаниям в соответствии с общепринятой мировой практикой.
Пока полная система страховой защиты населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций в России не создана. Однако в связи с принятием закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997г. № 116-ФЗ появилась необходимая правовая база. В статье 15 этого закона содержится требование об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами (гражданской ответственности) опасного производственного объекта с указанием минимальной суммы страхования. Так, для объектов, где получаются, хранятся или перерабатываются опасные вещества, в количествах, равных или превышающих пороговые (о них сказано выше), сумма страхования должна составлять 7 000 000 рублей; если количество опасных веществ меньше пороговых, то минимальная сумма страхования должна составлять 1 000 000 рублей; иного опасного производственного объекта - 100 000 рублей.
Министром МЧС России выпущен Приказ № 63 от 02.02.1998 г. "О независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте". Этим приказом определен порядок проведения независимой аудиторской проверки полноценности и достоверности страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с письмами Госгортехнадзора РФ № 03-35/288 и № 01-17/116 от 23 апреля 1998 г. Госгортехнадзором одобрены и рекомендованы к практическому использованию Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности, утвержденные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) 23 февраля 1998 г. Эти правила разработаны и утверждены решением правления ОАО "РОСНО" от 24.02.1998 г. пр. № 2. В правилах приведены рекомендуемые ставки страховых взносов, которые устанавливаются страховщиком с учетом условий и объемов производства, местонахождения опасного производственного объекта, других факторов его эксплуатации. Необходимо отметить, что предприятия заключают договора страхования гражданской ответственности, но в большинстве случаев только на минимальные объемы страховых сумм.
Работа по совершенствованию законодательства в области страхования ответственности перед третьими лицами в случае причинения ущерба вследствие аварии на опасном производственном объекте активно продолжается. В настоящее время подготовлен проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", который находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов.
Уровень безопасности характеризуется: вероятностью возникновения техногенных аварий, катастроф, опасных природных явлений и возможным ущербом при этих событиях, а также степенью негативного воздействия на человека и окружающую среду техногенных и природных процессов.
Насыщение экономики народного хозяйства Российской Федерации опасными промышленными объектами усиливает возможность возникновения чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обусловливается тем, что в Российской Федерации насчитывается около 100 тыс. потенциально опасных предприятий и объектов различной ведомственной подчиненности. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может оказаться более половины населения страны.
В России осуществление функции защиты населения и объектов в чрезвычайных ситуациях возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В соответствии с федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений И организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной, власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации (в федеральных органах), -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города, района в городе, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.
Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на региональном уровне - региональные центры;
на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.п.
В состав сил наблюдения и контроля входят:
Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;
службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ;
ветеринарная служба Минсельхоза РФ;
службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхоза и Минэкономразвития Россини;
геодезическая служба РАН;
подразделения Минатома и Росгидромета России.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
специальных сил и средств МЧС России (Центрального аэромобильного спасательного отряда, ПСС МЧС России, 179-го спасательного центра, авиации МЧС России, Центра по проведению спасательных операций особого риска, сил и средств войск ГО);
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных И аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;
аварийно-технических центров Минатома России;
специально подготовленных вооруженных сил РФ;
аврийно-спасательных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Из состава сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утвержден Правительством РФ.
Структура РСЧС и состав МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций приведена на рис. 2.1 и 2.2 соответственно.
Правительство Российской Федерации | ||||||||||||||
Межведомственная комиссия по ЧС | Силы МЧС России Войска ГО РФ ПСС ЦАМО Центр по проведению спасательных операций особого риска | |||||||||||||
Резервы | МЧС России | |||||||||||||
Центр управления в кризисных ситуациях | ||||||||||||||
Функциональные подсистемы | Территориальные подсистемы | |||||||||||||
Министерства, ведомства и организации РФ | Правительства республик в составе РФ, администрации краев и областей | Министерства, управления, комитеты | ||||||||||||
Комиссии по ЧС | ||||||||||||||
Комиссии по ЧС | ||||||||||||||
Управления (отделы) ГО ЧС | Силы и средства | Финансовые и материальные резервы | ||||||||||||
Органы местного самоуправления | ||||||||||||||
Комиссии по ЧС | ||||||||||||||
Силы и средства | Финансовые и материальные резервы | Комитеты, отделы ГОЧС | ||||||||||||
Руководство объектов экономики | ||||||||||||||
Комиссии по ЧС | Отделы, сектора ГОЧС | |||||||||||||
Силы и средства | Финансовые и материальные резервы | |||||||||||||
Рис. 2.1. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ФАПСИ | МЧС | МПР | |||||||
МИНФИН | МИНЗДРАВ | ||||||||
Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций председатель – министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | |||||||||
РОСГИДРОМЕТ | ФСБ | ||||||||
МВД | МИНОБРАЗОВАНИЯ | ||||||||
МИНТРУД | ГОССТРОЙ | ||||||||
МПС | МИНОБОРОНЫ | ||||||||
ГОСАТОМНАДЗОР | РАН | ||||||||
МИНАТОМ | МИНФЕДЕРАЦИИ | ||||||||
МИНСЕЛЬХОЗ | РОСРЕЗЕРВ | ||||||||
МИНЭНЕРГО | МПТР | ||||||||
МИД | ГОСГОРТЕХНАДЗОР | МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ | МИНТРАНС | ||||||
Рис.2.2. Координационный орган РСЧС