Допускаемые напряжения 1 страница


В соответствии с принятыми критериями работоспособности (п. 2.2.2)
зубчатых передач следует определять допускаемые контактные напряжения [ sH]34

для передачи и допускаемые изгибные напряжения [ s F] – для шестернии колеса.


2.2.4.1 Допускаемые контактные напряжения

На величину допускаемых контактных напряжений влияют: свойства материала, срок службы передачи, шероховатость сопрягаемых поверхностей зубьев и окружная

скорость.

В соответствии с ГОСТ 2135487, допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса можно определять по общей упрощённой зависимости

(2.16)
где σНlimb – предел контактной выносливости поверхности зубьев,
соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений (длительному сроку

эксплуатации);

KHL – коэффициент долговечности;

SH – коэффициент безопасности.
Для зубчатых колёс с однородной структурой материала (термообработка
– нормализация, улучшение или объёмная закалка), можно принимать SH = 1,1.
Для зубчатых колёс с неоднородной структурой (термообработка – закалка
ТВЧ, цементация и т.п.), следует принимать SH = 1,2.
В соответствии с выбранным материалом и термообработкой (п.2.2.3)
принимаются и записываются конкретные значения коэффициентов для
шестерни 3 и колеса 4 (SH3 и SH4). Они могут быть разными.
Коэффициент долговечности зависит в основном от материала зубчатых
колес и срока эксплуатации передачи. При неограниченно длительном сроке
службы редуктора, что соответствует заданию, следует принимать:
KH3 = KH4 = 1
При задании конкретного срока службы коэффициент долговечности следует
вычислять по методикам [1, 2, 3].
Формула для определения базового предела выносливости σНlimb зависит в
основном от материала и термообработки. Для наиболее распространённых
материалов и видов термообработки формулы приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7 Определение величины σНlimb.

Материал Термообработка Твердость поверхностей зубьев Формула для расчета σНlimb, МПа  
Стали 35, 40, 45, 50, 55,40Х, 40ХН Нормализация или улучшение Объёмная закалка Поверхностная закалка ННВ £350НВ   НRC = (38…50)НRC   НRC = (40…53)НRC σН limb = 2 ∙ ННВ + 70 σН limb =18 ∙ НRC + 150   σН limb =17 ∙ НRC + 200
Стали 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ Цементация Н RC ≥ 55 НRC σ Н limb =23 ∙ НRC


В формулы для определения σНlimb следует подставлять среднее значение числа
твердости поверхности из диапазона, принятого при выборе материала (табл. 2.6).
В соответствии с принятым материалом и термообработкой следует
вычислить значение σНlimb для шестерни (звено 3) σНlimb3 и колеса (звено 4) –
σНlimb4.
По принятым и вычисленным параметрам, в соответствии с формулой (2.16),

определяем значение [σН]3 и [σН]4 . В качестве расчетного значения допускаемого

контактного напряжения [σН]34 для прямозубых передач принимают меньшее из двух [σН]3 и [σН]4, обычно принимают [σН]34 = [σН]4.


2.2.4.2 Допускаемые изгибные напряжения (допускаемые значения напряжений
при расчете зубьев на усталостный изгиб)

Допускаемые изгибные напряжения зависят от свойств материала, срока службы

передачи, шероховатости переходной поверхности у основания зуба и характера

нагрузки (реверсивная или нереверсивная). При усредненных значениях факторов,

влияющих на сопротивление усталости при изгибе и нереверсивной нагрузке

допускаемые напряжения для шестерни [σF]3 и колеса [σF]4 можно определять по общей зависимости

где σFlimb – предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу
циклов изменения напряжений (длительному сроку эксплуатации);
KFL – коэффициент долговечности;

SF – коэффициент безопасности.
Коэффициент долговечности при расчете допускаемых изгибных напряжений
KFL, также как и KНL, зависит от свойств материала и срока службы. При
неограниченно длительном ресурсе передачи следует принимать KFL3 = KFL4 = 1.
При задании конкретного срока службы величину KFL можно вычислить по
[1, 2, 3].
Значение SF и формула для определения базового предела выносливости
σFlimb зависит от материала зубчатых колес и термообработки. Для наиболее
распространенных материалов и видов термообработки формулы приведены в
табл. 2.8.

Таблица 2.8 Определение величин σFlimb и SF

Материал Термообработка Твердость поверхностей зубьев σFlimb, МПа SF
Стали 35, 40, 45, 50, 55,40Х, 40ХН Нормализация или улучшение   Объёмная закалка   Поверхностная закалка ННВ £350НВ     НRC = (38…50)НRC   НRC = (40…53)НRC 1,8 ∙ ННВ     1,75     1,75   1,75
Стали 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ Цементация Н RC ≥ 55 НRC 1,55
20Х, 18ХГТ (безникелевые) Цементация НRC ≥ 55 НRC 1,55


В формулы при определении σFlimb следует подставлять среднее значение твердости

поверхности из диапазона, принятого при выборе материала. Следует вычислить σFlimb3

для шестерни и σFlimb4 для колеса.Приняв соответствующее значение SF , рассчитываем

[σF]3 для шестерни и [σF]4 для колеса по формуле (2.17). Каких либо общих значений

допускаемых изгибных напряжений для передачи принимать не следует.


2.2.5 Проектный расчет передачи

Определившись с твердостью материалов зубчатых колес и видом передачи

(открытая или закрытая), следует выбрать условие прочности, которое должно быть положено в основу проектного расчета. В случае закрытой передачи, что

соответствует заданию, при невысокой твердости рабочих поверхностей зубьев (НRC £ 45НRC), проектный расчет ведем из условия ограничения контактных напряжений σН [£ σН].
Удобно расчет вести, определяя межосевое расстояние передачи. Для прямозубой

передачи

 

где и34 – передаточное число передачи;

Тш – вращающий момент на шестерне рассчитываемой передачи, Н∙м;

КН – коэффициент нагрузки;

ψа – коэффициент ширины зубчатого венца.
Величина и34 − есть отношение диаметра большего звена передачи к диаметру

меньшего, всегда больше единицы и не имеет знака. В случае, если
проектируемая передача является редуктором, т. е. передаточное отношение
i34 > 1 принимаем и34 = i34.
Величина Тш согласно схеме привода и кинематическому расчету, есть вращающий

момент на звене 3 (вал 2-3)
Тш = Т23.
Коэффициент нагрузки КН зависит от многих факторов, определяющих
условия работы и конструкцию передачи. На стадии проектного расчета его
предварительно можно определить используя [1, 2]. Выполняя курсовую
работу, допускается значение КН предварительно принять в интервале
КН = 1,1…1,2.
Большие значения следует принимать при большей скорости вращения вала двигателя (пдв = 1500… 3000 об/мин).
Коэффициент ширины ψа =в4 / а34 является конструктивным параметром и всегда

задаётся при проектном расчете. Согласно рекомендациям [1, 2, 3] его величина зависит

от схемы передачи и твердости рабочих поверхностей зубьев. При симметричном

расположении колёс относительно опор, что соответствует заданию, можно принимать

ψа из интервала

ψа = 0,35…0,45.
Меньшие значения следует принимать при высокой твердости поверхностей зубьев.
Вычислив значение а34 по формуле (2.18), следует иметь в виду, что определена не конкретная величина а34, а минимальное из возможных значений. Если в задании

указано, что параметры редуктора должны соответствовать стандартам, то следует

принять в качестве межосевого расстояния ближайшее большее значение,

соответствующее стандартному ряду.

Стандартные межосевые расстояния (ГОСТ 2185-66*)
1-ый ряд – 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400.
2-ой ряд – 140, 180, 225, 280, 355.
Значения параметров первого ряда являются предпочтительными.
Если условия соответствия параметров стандартным значениям нет, что
обычно соответствует заданию, то, назначая межосевое расстояние, следует принять ближайшее большее целое число, отдавая предпочтение числам, кратным 10, 5, 2.

Значительное завышение а34 может привести к значительной недогрузке передачи и

необходимости корректировки параметров в дальнейшем. Принятое значение а34

является окончательным и изменяться в дальнейшем не должно.
Принимая значение межосевого расстояния, следует иметь ввиду, что оно должнo

быть кратно модулю т, который будет определен в п. 2.2.6.1.


2.2.6 Подбор основных параметров передачи (из ГОСТ 9563-80)

К основным параметрам обычно относят: модуль m, числа зубьев колес z3
и z4, исходный контур и коэффициент смещения исходного контура х.


2.2.6.1 Модуль зацепления

Модуль зубчатых колес можно принять, руководствуясь эмпирическим
соотношением
т = (0,01…0,02) а34. (2.19)
Модуль обязательно согласовывается со стандартным рядом. Выбирая из стандартного ряда значение модуля в пределах полученного диапазона следует иметь в виду, что для

прямозубых передач принятое межосевое расстояние а34 должно быть кратно модулю.
Стандартные величины модуля т, мм. (ГОСТ 9563-80)
1-ый ряд – 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8.
2-ой ряд – 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5.
Следует отдавать предпочтение значениям из 1-го ряда.

2.2.6.2 Числа зубьев колёс

Суммарное число зубьев . (2.20)

Суммарное число зубьев должно быть целым числом, в противном случае следует

пересмотреть принятые ранее значения модуля т и межосевое расстояние а34.


2.2.6.3 Число зубьев шестерни

(2.21)

Значение z3 следует округлить до ближайшего целого числа (большего или меньшего). Из условия отсутствия подрезания, число зубьев шестерни должно быть не меньше 17.


2.2.6.4 Число зубьев колеса

z4 = zc – z3 . (2.22)

2.2.6.5 Фактическое передаточное отношение передачи

. (2.23)

Погрешность передаточного отношения

(2.24)
где ранее принятое значение передаточного отношения, зафиксированное в табл. 2.4Если погрешность передаточного отношения более 2 % следует пересмотреть расчет

чисел зубьев колёс.
Во всех дальнейших расчетах необходимо использовать значение передаточного

отношения i34, определенное по формуле (2.23).

2.2.6 Исходный контур

Под исходным контуром понимают контур зубьев номинальной исходной зубчатой рейки (т. е. колеса с бесконечно большим числом зубьев). Он определяет профиль зубьев

колеса и его относительные размеры, устанавливая, в частности, высоту головки зуба,

ножки, и угол профиля. Применяемые в настоящее время исходные контура

стандартизованы. Подавляющее большинство зубчатых передач составлены из колес с исходным контуром зубьев по ГОСТ 1375581, в соответствии с которым для колес без смещения высота головки зуба ha = 1,0 ∙ m, высота ножки hf = 1,25∙m,

высота зуба h = 2,25 ∙ m, угол профиля зубьев на делительном цилиндре α = 200.
Соответствующий исходный контур заложен в форму режущих кромок
зубообрабатывающего инструмента и в процессе нарезания зубчатых колес

автоматически формирует эвольвентный профиль зубьев колеса.
Выполняя курсовую работу, в пояснительной записке следует указать, что

принимается исходный контур по ГОСТ 13755-81.
При нарезании зубчатых колес инструмент (червячная фреза, зубчатая рейка, долбяк) можно располагать таким образом, что его делительная поверхность будет касаться

делительного цилиндра нарезаемого колеса; в этом случае говорят, что колесо

нарезается без смещения инструмента (без корригирования), и коэффициент

смещения исходного контура х=0. Если делительная поверхность инструмента при

нарезании смещена относительно делительного цилиндра колеса от центра колеса, то считается, что колесо нарезается с положительным смещением (х > 0), если к

центру. то колесо нарезается с отрицательным смещением (х < 0). Смещение

инструмента позволяет изменять профиль зуба, влияя на эксплуатационные

характеристики зацепления. Для упрощения геометрических расчетов в учебных

проектах обычно используют колеса нарезанные без смещения инструмента (х = 0).
В пояснительной записке следует отметить, что принимается коэффициент смещения

исходного контура инструмента при нарезании шестерни и колеса равным нулю, т.е.

х3 = х4 = 0.

2.2.7 Расчет размеров зубчатых венцов

Основные размеры, подлежащие определению, отражены на схеме передачи (рис.2.2).
Делительные диаметры:
шестерни 3 : d3 = m z3; колеса 4: d4 = m z4. (2.25)
Диаметры вершин зубьев:
dа3 = d3 + 2 m; dа4 = d4 + 2 m. (2.26)
Диаметры впадин:
df3 = d32,5 m; df4 = d42,5 m. (2.27)
Ширина зубчатого венца расчетная в34 = ψа · а34, (2.28)
величина в34 округляется до ближайшего большего целого числа, лучше, кратного 2.
Ширина венца зубчатого колеса в4 = в34. (2.29)


Ширина венца шестерни в3 = в4 + 5 мм. (2.30)

Проверка межосевого расстояния передачи
. (2.31)
Величина а34 должна совпадать с принятым в п. 2.2.5.


2.2.8 Проверочные расчеты передачи

2.2.8.1 Определение окружной скорости, степени точности и уточнение

коэффициентов нагрузки

Окружная скорость ,·м/сек (2.32)
Степень точности зубчатых колес является сложной комплексной величиной и

определяется большим числом показателей. ГОСТ 1643-81 предусматривает 12
степеней точности.
Каждая степень точности регламентируется четырем группами норм точности:
- нормы кинематической точности;
- нормы плавности работы;
- нормы контакта зубьев;
- нормы бокового зазора.
Выбор степени точности и конкретных показателей по группам зависит от условий

работы передачи, наибольшее распространение имеют передачи 7й и 8й степени точностиВыполняя курсовую работу, степень точности цилиндрической передачи можно

назначать в зависимости от окружной скорости в передаче, вычисленной по формуле (2.32):
- при скорости V34 до 6м/сек – рекомендуемая степень точности 8;
- при скорости V34 от 6 до 12 м/сек - рекомендуемая степень точности 7.
Подробнее о назначении степени точности в [1, 3].
Коэффициенты нагрузки учитывают влияние на нагрузочную способность конструкций передачи и условий работы. Обычно коэффициент нагрузки определяется по

зависимостям:

при расчете на контактную выносливость
КН = КНβ · КНV; (2.33)
при расчете на изгибную выносливость

КF = К · КFV, (2.34)
где КНβи К ·- коэффициенты учитывающие неравномерность распределения

на контактную и изгибную прочность соответственно; КНV и КFV – динамические коэффициенты, учитывают внутреннюю динамику передачи. Неравномерность распределения нагрузки обусловлена погрешностями изготовления нагрузки по длине контактных линий в зацеплении (по длине зуба), при расчете зубчатых колес, упругими деформациями валов, подшипников и корпусов редукторов. При практических расчетах передач значения КНβи К принимают в зависимости от: - схемы передачи (расположения колес относительно опор); - твердости рабочих поверхностей зубьев; - относительной ширины зубчатого венца. Выполняя курсовую работу, величины коэффициентов для схемы передачи, соответствующей заданию (рис. 2.1) можно принимать по табл. 2.9 в зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев и величины коэффициента ширины зубчатого венца Таблица 2.9 Значение коэффициентовКНβи К.
Величина коэффициента ψвd 0,4 0,6 0,8 1,0 1,02 1,4
КНβ ННВ £350НВ 1,02 0,025 1,035 1,055 1,075 1,10
ННВ ≥ 350НВ 1,025 1,055 1,09 1,13 1,17 1,22
К ННВ £350НВ 1,03 1,055 1,09 1,12 1,16 1,21
ННВ > 350НВ 1,04 1,09 1,15 1,22 1,30 1,40


Определив величину ψвd следует выбрать и выписать значения коэффициентов КНβи К для рассчитываемой передачи.
Дополнительные динамические нагрузки в передаче обусловлены прежде всего

погрешностью шагов зубьев, возникающих при нарезании колес, и погрешностями

профилей зубьев шестерни и колеса. При расчетах передач динамические

коэффициенты КНV и КFV обычно принимают в зависимости от:
- окружной скорости (v34);
- степени точности;
- типа передачи;
- твердости рабочих поверхностей зубьев.
Выполняя курсовую работу, величины коэффициентов КНV и КFV для прямозубых

передач можно принимать по табл. 2.10 и 2.11.

Таблица 2.10 Значения коэффициента КНV

Степень точности Твердость Окружная скорость, м/сек
ННВ £ 350НВ 1,04 1,07 1,11 1,14 1,18 1,21 1,25 1,29 1,36
ННВ > 350НВ 1,03 1,05 1,07 1,09 1,12 1,14 1,17 1,19 1,24
ННВ £350НВ 1,05 1,08 1,12 1,16 1,20 1,24 1,28 1,32 1,40
ННВ > 350НВ 1,03 1,05 1,08 1,11 1,14 1,17 1,20 1,24 1,28



Таблица 2.11 Значения коэффициента КFV

Степень точности Твердость Окружная скорость, м/сек
ННВ £ 350НВ 1,08 1,16 1,24 1,33 1,42 1,51 1,60 1,68 1,80
ННВ > 350НВ 1,03 1,05 1,07 1,09 1,11 1,13 1,15 1,17 1,22
ННВ £350НВ 1,1 1,2 1,29 1,38 1,47 1,56 1,67 1,77 1,96
ННВ > 350НВ 1,04 10,6 1,09 1,12 1,15 1,17 1,19 1,21 1,26


При окружной скорости V34 < 1 м/сек, следует принимать значение коэффициентов

КНV и КFV, как для скорости V34 = 1м/сек.
Определив необходимые параметры, следует выписать соответствующие значения

коэффициентов КНV и КFV.
В соответствие формулам (2.33) и (2.34) вычисляются уточненные
значения коэффициентов КН и КF, которые необходимо использовать в
дальнейших расчетах.


2.2.8.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям

Проверяется выполнение условия прочности и контактным напряжениям
σН34 £[ σН]34 . (2.35)
Действующие расчетные контактные напряжения σН34 вычисляются по
формуле:
(2.36)
В формулу подставляются: Тш – момент на шестерне, рассчитываемой
передачи, Н∙м; КН – уточненное (формула 2.33) значение коэффициента
нагрузки; и34 – уточненное значение передаточного числа и34 = i34 вычисленное
по формуле (2.23); в4 – ширина зубчатого венца колеса ( формула 2.29), мм;
а34 – фактическое межосевое расстояние (формула 2.31), мм.
Если условие (2.35) не выполняется, но перегрузка не превышает 5%, необходимо,

проверив расчеты по формулам (2.18) и (2.36), увеличить на минимально

необходимую величину ширину зубчатого венца колеса в4, обеспечив выполнение

условия прочности. Если перегрузка значительна (превышает 5%), то это

свидетельствует об ошибке в расчетах. Следует пересчитать параметры передачи по

формулам (2.18) … (2.36). Выполнение условия (2.35) является обязательным, но не

достаточным для того, чтобы принятые параметры передачи считать оптимальными.
Излишний запас прочности свидетельствует о том, что размеры передачи
завышены и её эксплуатация в данных условиях экономически не целесообразна.

Необходимо оценить недогрузку передачи ΔσН:

(2.37)

Если условие (2.37) выполнено, т.е. недогрузка не превышает 10%, следует сделать

заключение, что по условию контактной выносливости принятые параметры

передачи соответствуют требованиям. Если недогрузка превышает допустимую

величину, но лежит в пределах (10…15)%, можно, проверив расчеты, уменьшить

ширину зубчатого венца в4 на (1…3) мм, обеспечив выполнение условия (2.37). Если недогрузка превышает 20% , то это обычно свидетельствует об арифметической

ошибке в расчетах, следует проверить вычисления по формулам (2.18…2.36).


2.2.8.3 Проверочный расчет по напряжениям у ножки зуба (изгибным)

Проверяется выполнение условий изгибной выносливости зубьев шестерни и колеса
σF3 ≤ [σF]3 и σF4 ≤ [σF]4 (2.38)
значение допускаемых напряжений [σF]3 и [σF]4 определены в пункте 2.2.4.2.
Действующие (расчетные) напряжения определяются по зависимостям:



где YF3 и YF4 – коэффициент прочности зуба шестерни и колеса соответственно.
Коэффициенты прочности учитывают влияние на изгибную прочность формы зуба и концентрацию напряжений у основания, для прямозубых передач выбираются в

зависимости от числа зубьев колеса и коэффициента смещения исходного контура

при нарезании зубьев. В настоящих расчетах приняты коэффициенты смещения при нарезании шестерни и колеса х3 = х4 = 0.
Значение YF можно выбирать по табл. 2.12.
Выполнение условий (2.38) является обязательным и, как правило, оно

обеспечивается; невыполнение, при невысокой твердости рабочих
поверхностей зубьев, обычно свидетельствует об ошибке в расчетах. Расчетные
напряжения σF3 и σF4 могут быть меньше допускаемых в несколько раз. Это
следует считать нормальным, и лишь подтверждает правильность выбора критерия

расчета передачи.

Таблица 2.12 Некоторые значение коэффициентов прочности зубьев YF (при Х = 0)

 

Число зубьев колеса z
Коэфф. прочн. YF 4,3 4,08 3,91 3,80 3,76 3,70 3,66 3,63 3,61 3,60 3,59 3,59 3,59


При выполнении всех проверочных условий следует сформулировать вывод о том,

что передача при принятых параметрах работоспособна по всем критериям.


2.2.9 Силы в зацеплении зубчатых колес

При передаче вращающего момента в зацеплении зубьев, как и при любом

взаимодействии твердых тел реально существуют две независимые силы: нормальная Fn и сила трения Fтр. Сила трения в зацеплении обычно мала и её не учитывают.

Нормальную силу Fn для удобства расчета валов и опор представляют в виде двух составляющих (рис. 2.3): радиальной Fr ,направленной по радиусу вдоль линии