Учебно-методические материалы
Дополнительная литература
Основная литература
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
План-график самостоятельной работы студентов
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Формы и методы обучения
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Список источников и литературы
Вопросы для обсуждения
1. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1965–1985 гг. Нарастание застойных явлений.
2. Внешняя политика СССР в 1965-1991 гг.
3. Перестройка и распад СССР.
1. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. // Отечественная история. 2003. № 4.
2. Мазур Л.Н. Политика реконструкции российской деревни (конец 1950-х – 1980-е гг.) // Отечественная история. 2005. № 3.
3. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь (1965-1991 г.) // Отечественная история. 2005. № 6.
4. Медведев Р.А. Почему развалился Советский Союз? // Отечественная история. 2003. № 4/5.
5. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие для вузов / А.С. Орлов и др. М.: Велби: Проспект, 2006.
Не предусмотрены учебным планом
Аудиторной работы:
Традиционные формы и методы
- лекции;
- семинарские занятия
- Неигровые методы и формы, методы проблемного обучения
- проблемные лекции
- интерактивные лекции с использованием современных информационных средств
- выступление с докладом, эссе, сообщением по реферату
- оппонирование студентами рефератов, проектов, исследовательских работ
- Интерактивные и активные формы проведения занятий
- дискуссия
- тестирование
- занятия, проводимые в интерактивных формах
Методы и формы внеаудиторной работы:
Традиционные:
- конспектирование литературы
- реферирование монографии и периодических изданий
- подготовка реферата и доклада
- Неигровые методы и методы и формы формирования научно-исследовательской деятельности
- написание эссе и иные творческие работы
- научно-исследовательская деятельность
- составление портфолио
- поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||||
Конспектирование в рабочей тетради | Написание реферата | Работа с монографией | Написание эссе | Подготовка доклада | Изучение кейс-материалов | Контрольная работа | Тренировочная работа с тестами | |||
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. | + | |||||||||
Исследователь и исторический источник. | + | |||||||||
Особенности становления государственности в России и мире. | + | |||||||||
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье. | + | + | + | + | ||||||
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. | + | + | + | + | ||||||
Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. | + | + | + | + | ||||||
Россия и мир в XX веке | + | + | + | + | + | + | ||||
Россия и мир в XXI веке | + | + | + | + | + | |||||
Итого: |
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Составление презентаций | Разделы 4-8 | + | 5,7,10 | Бально-рейтинговая | |
2. | Реферат | Разделы 1-8 | + | Бально-рейтинговая | ||
3. | Работа с монографией | Разделы 1-8 | + | 9-10 | Бально-рейтинговая | |
4. | Эссе | Разделы 5-8 | + | Бально-рейтинговая | ||
5. | Доклад | Разделы 3-8 | + | 5,8,12 | Бально-рейтинговая | |
6. | Контрольная работа | Разделы 1-8 | + | Бально-рейтинговая | ||
7. | Тренировочная работа с тестами | Разделы 1-8 | + | 1,6,15 | Текущий и итоговый тесты |
7.3 Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению –см. по навигатору.
7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских) и методические рекомендации по их выполнению –см. по навигатору.
Базовый учебник:
Зуев М.Н.История России. М.: Юрайт, 2013
Основная литература:
История России: Учеб.: Для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. – 528 с.
Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2013
Некрасова М.Б. Отечественная история. М.: Юрайт, 2013
Название учебника и выходные данные | Ссылка на ЭБС | Электронный адрес |
Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2008. | «Универсальная библиотека» www.biblioclub.ru | http://www.biblioclub.ru/83297_Istoriya_Otechestva_Uchebnik.html |
Кузнецов И.Н. Отечественная история.Учебник.8-е изд,,испр. доп. М.: Дашков и Ко, 2011 | «Универсальная библиотека» www.biblioclub.ru | http://www.biblioclub.ru/116019_Otechestvennaya_istoriya_Uchebnik.html |
История России. Учебник./ Под ред.Г.Б.Поляк.М.:Юнити-Дана, 2012 | «Универсальная библиотека» www.biblioclub.ru | http://www.biblioclub.ru/115299_Istoriya_Rossii_Uchebnik.html |
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные с указанием шифра библиотеки ПГГПУ (по усмотрению кафедры) | Краткая аннотация |
Дворниченко А.Ю. История России: учебник /Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. | Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. Т 3(2)я73 Д 243 | Предложен авторский анализ основных событий и явлений отечественной истории. Для абитуриентов, студентов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся историей. Книга поможет успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям, а при самостоятельном изучении истории России осмыслить и упорядочить события многовековой истории Российского государства. Освещены предпосылки зарождения русской государственности, проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены ее внутренняя и внешняя политика. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. В учебнике изложены все события отечественной истории с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований исторической науки. | |
Деревянко А.П. История России: учеб. пособие /Деревянко А.П., Шабельников Н.А | 3-е изд, перераб. и доп. – М. Проспект, 2009. Т 3(2)я73 Д 362 | В краткой и понятной форме изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура. | |
История России с древнейших времен до начала XXI века. В 2-х т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII века /Под ред. Сахарова А.Н. | М.: АСТ: Астрель, 2007. Т 3 (2) я 73 И 907 | Издание является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга великолепное учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и широкого круга читателей, интересующихся историей своей страны. Впервые столь обширный фактическим материал представлен ярко и увлекательно. Авторы преследовали цель полностью отказаться от идеологического подхода в освещении событий. Читатель познакомится с событиями и фактами истории, которые ранее замалчивались, на страницах книги действуют сотни исторических личностей, иногда мало или практически неизвестных. | |
История России (IX-XXI в.): учеб. для студ. вузов /Под ред. А.Ю.Дворниченко, В.С.Измозика. | 3-е изд. М.: Гардарики, 2007. Т 3(2)я73 И 907 | Предлагаемое учебное пособие – некраткий справочник по истории России, рассчитанный на быстрое и легкое чтение. Изучение «Русской истории» предполагает не столько запоминание тем более «автоматическое», сколько раздумье и в какой-то степени анализ материала. Кроме учебных целей, авторы ставили и задачи нравственно-воспитательного порядка, а именно, стремились показать величие, особенности и многоаспектность русской истории. Пособие рассчитано на студентов вузов, абитуриентов, широкий круг читателей, интересующихся историей Отечества. | |
Кириллов В.В. История России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по не ист. спец. /Кириллов В.В. | – М. Юрайт-Издат., 2007. Т 3(2)я73 К 431 | Учебное пособие освещает историю нашей страны с древнейших времен до современности. Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки России по дисциплине "Отечественная история". Текст издания сопровождается большим количеством схем и таблиц, которые дают возможность лучше понять и усвоить обширный фактический материал по истории России. Для абитуриентов и студентов высших учебных заведений. | |
Ключевский В.О. Русская история. | М.: ЭКСМО. 2006. Т 3 (2) К 524 | «Русская история» Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) – классический труд одного из самых глубочайших отечественных мыслителей, эпопея, занимающая достойное место в одном ряду с работами знаменитых российских историков Н.М.Карамзина и Н.И.Костомарова. Множество раз, читанный на кафедре истории Московского государственного университета, курс лекций Ключевского вызывал у студентов такое же неизменное восхищение и гордость за наше героическое прошлое, какое вызывает у современных читателей, любителей отечественной истории. | |
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. | М.: ЭКСМО, 2006. Т 3 (2) К 724 | «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» - классический труд одного из основоположников русской исторической мысли Н.И.Костомарова (1817-1885). Неординарный для традиционной науки XIX века отбор сюжетов, своеобразная политическая концепция сделали «Историю» значительным общественным событием своего времени. Благодаря выдающемуся литературному таланту и стремлению быть исключительно внимательным к характерным деталям эпохи знаменитому историку, этнографу, писателю удалось создать и живописно изобразить целую галерею русских исторических деятелей. Издание украшают более трех сотен редких иллюстраций. | |
Лаптева Е. В. История России IX-XX вв.: курс лекций в 2 ч. Ч. I : История России IX-XIX вв. / Лаптева Е.В. | Федер. агентство по образованию, ПГПУ. - Пермь : Изд-во ПГПУ, 2006. Т3(2)я73 Л 246 | В хронологическом порядке кратко освещаются основные события экономической, социально-политической, культурной и внешнеполитической истории нашей страны. Помимо повествовательной части, состоящей из 2 разделов, 15 глав, содержит вопросы для повторения, хронологию основных событий российской истории, выдержки из документов, список литературы и электронных ресурсов, полезных для изучения. К достоинствам учебного пособия можно отнести ясное изложение материала, конкретизацию поднимаемых проблем и доступный язык. История России рассматривается как смена периодов открытости и закрытости государства и общества, что позволяет показать ее как живой процесс и помогает понять спады и взлеты в развитии Российского государства и общества. Для студентов неисторических специальностей высших учебных заведений. | |
Лаптева Е. В. История России IX-XX вв.: курс лекций в 2 ч. Ч. II : История России XX в. / Лаптева Е.В. | Федер. агентство по образованию, ПГПУ. - Пермь : Изд-во ПГПУ, 2006. Т3(2)я73 Л 246 | В хронологическом порядке кратко освещаются основные события экономической, социально-политической, культурной и внешнеполитической истории нашей страны. | |
Парсамов В. С. История России: XVIII-начало XX века: учеб. пособие для студентов /Парсамов В.С. | - М.: ACADEMIA, 2007. Т3(2)я73 П 186 | Большое внимание уделено вопросам внешней и внутренней политики, их взаимообусловленности. Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех интересующихся историей Отечества. Рассмотрены проблемы «власть и общество», «Россия и Запад», проанализированы такие понятия, как «абсолютизм», «просвещение», «думская монархия» и т. д. Исторический процесс представлен как результат сознательной деятельности людей и как выбор между альтернативными возможностями. В книге содержатся характеристики крупнейших государственных, общественных и культурных деятелей. В учебном пособии описан императорский период истории России (1700—1917). | |
Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина | МГУ им. М. В. Ломоносова, ист. фак. - М.: Проспект, 2010. Т3(2)я73 Х 917 | В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия. Для студентов, учащихся средних классов средней школы, абитуриентов, всех интересующихся отечественной историей. |
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Автор | Наименование материалов (с указанием шифра библиотеки, в случае, если он опубликован) |
Все разделы курса | В.А. Державин., В.А.Порозов и др. | УДК 93 ББК Т 3 (2) я 73 О 826 Отечественная история: Планы семинарских занятий для студентов дневного отделения. Учебно-методическое пособие. Пермь, ПГПУ, 2010. | |
2. | Все разделы курса | В.А.Порозов | УДК 93 ББК Т 3 (2) я 73 О-826 Отечественная история: Учеб.-метод. комплекс курса для студентов факультета физической культуры. Ч. 1. Программа курса.Пермь, ПГПУ, 2010. |
3. | Все разделы курса | В.А. Порозов | УДК 93 ББК Т 3 (2) я 73 О 826 Отечественная история: Учеб.-метод. комплекс курса для студентов факультета физической культуры. Ч. 5. Тесты. Пермь, ПГПУ, 2010. |
4. | Все разделы курса | В.А. Порозов | УДК 93 ББК Т 3 (2) я 73 О 826 Отечественная история: Учеб.-метод комплекс курса для студентов факультетов биологии и химии, физической культуры. Ч. 2. Планы семинарских занятий. Пермь, ПГПУ, 2009. |
5. | Все разделы курса | Е.А. Кобелева, В.А. Порозов | УДК 378 ББК Ч 481.058. 50 Р451 Реферат по истории, политологии и социологии: написание и оформление: Метод указания. Пермь, ПГПУ, 2007. |
6. | Н.В.Боброва, Н.Л.Габриель, В.А.Державин и др. | УДК 93/99 ББК Т 3 (2) - 7 П 784 Программы спецкурсов. К курсам «Отечественная история», «Политология», «Социология». Пермь, ПГПУ, 2008. | |
7. | Все разделы курса | В.Р. Шаяхметова | УДК 94 (47) (075.8) ББК 63.3 (2) Ш-32 Методические указания к выполнению исследовательских, проектных и творческих работ по курсу «Отечественная история» Пермь, ПГПУ, 2010. |