Закончите предложения, вписав соответствующий факт (имя, название, понятие).

Выберите правильные варианты ответов на вопрос.

Выберите правильный вариант ответа на вопрос.

Максимальное число баллов - 80

11.

Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах, графиках.

9.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Всего - 10 баллов.

Всего - 8 баллов.

За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 6 баллов.

За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 6 баллов.

4. За правильный ответ - 8 баллов. Одна – две ошибки – 6 баллов. В остальных случаях – 0 баллов.

 

д з е а в г ж б

5. а) лишнее слово – орден, т.к. не оно не связано с зависимостью Руси от Золотой Орды.

б) лишнее слово – гетман, т.к. оно не связано с освоением русскими Сибири.

в) лишнее слово – приказы, т.к. они не являлись органами управления в XVIII-XIX вв.

6. За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего – 12 баллов.

б д г в а е
  1. Спор западников и славянофилов. 2 балла.
  2. Обсуждается проблема сложившихся взаимоотношений между разными слоями общества, положение человека в обществе, отношение к западным, демократическим ценностям. Автор документа А считает сложившиеся в России отношения идеальными, соответствующими русскому духу. Автор второго документа восхищается ценностями западного общества. 4 балла.
  3. Документ А - М.Н. Погодин, документ Б - К.Д. Кавелин.2 балла.

 

1 - «Барбаросса»

2 - Брест.

3 - «Котёл».

4 - Смоленск.

5 - «Тайфун».

6 - Япония заявила о том, что не будет вступать в войну с СССР.

7 - коренной перелом.

8 - Прохоровка.

9 - Торгау.

10 - Эльба.

Номер отрывка Имя писателя (порядковый номер) Имя исторического деятеля (соответствующая буква)
В
Г
А
Б

За каждую правильно заполненную строчку – 1 балл. Всего – 4 балла.

1. Урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества. 2 балла.

2. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства. Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. За каждый термин - 1 балл, за каждое определение – 1 балл.

3.1890 -1920-е гг.; причина - последствия Гражданской войны. 1 балл.

4.1970 г., 56% городского населения, доля которого превысила долю сельского населения. 1 балл.

Всего - 8 баллов.

 

1) 15 октября 1582 г. согласно булле папы Григория XIII о переходе с юлианского на григорианский календарь.

2) 1 января 1700 г. согласно указу Петра Великого о празднования Нового года 1 января и переходе от византийской к западноевропейской системе летоисчисления.

3) 14 февраля 1918 г. согласно декрету Совнаркома о переходе на григорианский календарь.

Правильный ответ принимается в комплексе: дата и объяснение. За каждый правильный ответ 1 балл.

Всего – 3 балла.

 

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ 2009/2010

1. Славянскими апостолами называют

а) просветителей Кирилла и Мефодия

б) первых правителей-христиан – княгиню Ольгу и князя Владимира

в) первых русских святых Бориса и Глеба

г) первого русского Иллариона и летописца Нестора.

2. Периодом двоецарствия называют время

а) правления Михаила Романова и его отца патриарха Филарета

б) правления царей Ивана и Петра

в) правления царя Фёдора Иоанновича, при котором большую роль играл Борис

Годунов

г) правления Василия Шуйского и деятельности правительства Лжедмитрия II в

Тушино.

3.Событие, вдохновившее Ф.М.Достоевского на создание романа «Бесы», - это

а) оправдание Веры Засулич судом присяжных

б) убийство Александра II народовольцами

в) деятельность кружка С.Нечаева

г) разгул антисемитизма в России.

4. А.К.Нартов, И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, К.Д.Фролов были

а) художниками

б) писателями

в) выдающимися техниками и изобретателями

г) скульпторами.

5. Кто из немецких генералов подписал капитуляцию Германии в 1945 г.?

а) Х.В.Гудериан

б) В.Кейтель

в) Ф.Гальдер

г) Ф.Паулюс.

1.Каковы были последствия крещения Руси

а) гибель древнерусской культуры

б) культурный рост

в) прекращение связей с Византией

г) распространение двоеверия в народе

д) укрепление государственности.

2.Какие из перечисленных ниже понятий, терминов связаны с периодом Смуты конца

XVI- XVII в.?

а) углическая драма

б) бироновщина

в) семибоярщина

г) опричнина

д) тушинский вор

е) хованщина.

3.Какие из перечисленных положений связаны с понятием «крестьянская община» в

России в первой половине XIX в.?

а) решение спорных вопросов уездными земскими учреждениями

б) регулярный передел земли

в) разрешение выхода крестьян из общины с землёй

г) разрешение продажи крестьянами своих участков общинной земли

д) выполнение общинами повинностей в пользу государства

е) помощь общины обедневшим крестьянам

4. Творчество кого из перечисленных деятелей отечественной культуры относится к

концу XIX- началу XX века (периоду Серебряного века)?

а) М.А.Врубель

б) И.Ф.Стравинский

в) М.И.Глинка

г) В.В.Маяковский

д) К.П.Брюллов

е) А.А.Фет.

5. Какие мероприятия внешней политики СССР относятся к 1985- 1991 гг.?

а) вывод войск из Центральной и Восточной Европы

б) размещение советских ракет на Кубе

в) заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

г) ввод советских войск в Венгрию

д) вывод советских войск из Афганистана

е) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под

землёй.

3. Определите принцип построения рядов:

а) Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Максим Грек, Ермолай Еразм, Андрей Курбский;

б) 19 ноября 1700 г., 16 мая 1703 г., 28 сентября 1708 г., 27 июня 1709 г., 30 августа 1721 г.;

в) аренда, концессия, продналог, золотой червонец, денационализация.

4. Расположите в хронологической последовательности события конца XVIII-XIX вв.:

а) Венский конгресс

б) Морозовская стачка

в) оборона Севастополя

г) отмена крепостного права

д) правление Павла I

е) сражение на р. Березине

ж) судебная реформа

з) Тильзитский мирный договор.

 

               

 

5. Вычеркните лишнее слово, свой выбор объясните:

а) баскак, дань, орден, пайцза, ярлык;

б) гетман, острог, пушнина, «рыбий зуб», ясак;

в) губернии, коллегии, Сенат, приказы, Синод.

6.Соотнесите название военной операции Великой Отечественной войны с её целью:

1) «Багратион» а) освобождение Сталинграда
2) «Кутузов» б) освобождение Белоруссии и Литвы
З) «Румянцев» в) захват Москвы
4) «Тайфун» г) освобождение Белгорода и Харькова
5) «Уран» д) освобождение Орла
6) «Цитадель» е) разгром советских войск под Курском.
           
             

7. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

А.Россия есть особливый мир, у неё другая земля, религия, основание, словом- другая история…У нас не было рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инквизиции. Не было феодального тиранства; зато было отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка: одним словом, в среднем веке было у нас то, о чём так старался Запад уже в новом, не успел ещё в новейшем и едва может успеть в будущем…Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы они сделать сами.

Б.Не без некоторой зависти смотрим мы…на Западную Европу. И есть чему позавидовать! Сумела же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потребностям, идут с ними рука об руку, освещают, направляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах… В основании европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода…всегда были исходной тоской и идеалом в Европе. Весь её гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешивания. Чрезмерным развитием личной энергии, железной стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его…ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться.

  1. Какое явление общественной жизни России середины XIX в. отражают эти документы?
  2. Какая проблема обсуждается в них? На каких позициях стоят авторы?
  3. Один из этих документов написан историком М.Н. Погодиным, другой – философом и публицистом К.Д. Кавелиным. Определите авторство.

Немецкий план вторжения на территорию СССР назывался _______1__________.

Почти месяц продержалась в тылу врага пограничная крепость _______2_______. Немецкие войска применяли тактику расчленения и окружения советских армий, которая называлась ________3_______. Бои у города ______4________ задержали немецкие войска почти на два месяца и сорвали план молниеносного наступления. Немецким командованием был разработан план захвата Москвы под кодовым названием _____5_____. Переброска резервных частей Красной Армии с Дальнего Востока на Московское направление оказалась возможной после того, как ________6_________. Переход стратегической инициативы в ходе войны от одной стороны к другой называется _______7________. Крупнейшее в мировой истории танковое сражение состоялось под ________8________. Встреча американских и советских войск произошла близ города _______9______ на реке _______10________.