За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 10 баллов.

Как известно, существует множество календарных систем. Попыток реформировать календарь на протяжении истории предпринималось немало. Естественно, они нарушали сложившийся порядок счета времени. Ниже приведены три самых известных примера таких нарушений.

Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах, графиках.

Очень часто деяния исторических деятелей описывало перо известных писателей. Опираясь на приведенные ниже отрывки, установите соответствие между именами их авторов и именами исторических деятелей, о которых в них идет речь. Свой ответ внесите в таблицу.

Писатели: 1. Б.Л. Пастернак; 2. Ф.М. Достоевский; 3. Л.Н. Толстой; 4. А.А. Блок.

Исторические деятели: А. С.Г. Нечаев; Б. П.П. Шмидт; В. К.П. Победоносцев; Г. П.А. Столыпин.

 

1) Писатель посвятил времени, дух которого во многом определял этот государственный деятель, такие строки: «… над Россией простер совиные крыла. И не была ни дня, ни ночи, а только тень огромных крыл; он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи стеклянным взором колдуна».

2) Писатель, критикуя планы этого государственного деятеля, напоминал о свойственных русскому крестьянину представлениях о земле: «Земля - ничья».

3) Писатель вывел этого исторического деятеля в образе Петра Верховенского в романе, эпиграфом к которому выбрал пушкинские строки: «Хоть убей, следа не видно, сбились мы, что делать нам? В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам».

4) В произведении, посвященном этому историческому деятелю, писатель вложил в его уста такие слова, обращенные к суду: «Наверно, вы не дрогнете, сметая человека. Что ж, мученики догмата, вы – тоже жертвы века».

 

Номер отрывка Имя писателя (порядковый номер) Имя исторического деятеля (соответствующая буква)
       

 

Ознакомьтесь с графиком, отражающим изменение доли горожан в составе населения Российской империи / СССР. Выполните задания и запишите ответы.

1 – 1850 г. 2 – 1890 г. 3 – 1920 г. 4 – 1930 г. 5 – 1950 г. 6 – 1970 г. 7 – 1987 г.  

 

1. Как называется процесс, отраженный на диаграмме? Напишите термин и дайте его определение.

2. С какими крупными социально-экономическими процессами он был связан? Назовите термины, обозначающие эти процессы, и дайте им определение.

3. Назовите период, когда изменение доли городского населения в России было наименее значительным. Предложите свое объяснение причин.

4. Какой показатель, отраженный на графике, историки включают в число показателей, свидетельствующих о завершении формирования индустриального общества? Назовите его, напишите год, к которому он относится.

  1. Назовите дату, наступившую вслед за той, что определялась по старому календарю.
  2. Кратко, несколькими словами, объясните, кем, с какой целью было принято решение об изменении календаря в каждом случае.

 

1) После 4 октября 1582 г. в Риме наступило ...

2) После 31 декабря 7208 г. в России наступило...

3) После 31 января 1918 г. в России наступило ...

 

Ответы к олимпиадным заданиям по истории

1.1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-б. За каждый правильный ответ - 1 балл. Всего - 5 баллов.

2. 1-б, г, д; 2- а, в, д; 3-б, д, е; 4- а, б, г; 5- а, в, д.

3.а) первые русские вольнодумцы

б) основные события периода Северной войны (1700-1721 гг.)

в) понятия, связанные с периодом нэпа.