Тема 8. Казахстан в XIX веке
Тема 7. Казахстан в XVIII веке. Начало присоединения Казахстана к России
Тема 6. Казахское ханство в XVII веке
1.В казахском обществе ханского периода одной из важных в среде кочевников была воинская повинность. Раскройте ее сущность.
2.Заполните таблицу «Казахские ханы».
Хан | Годы правления | Внутренняя политика | Внешняя политика |
3.Традиционным жилищем казахов являлась юрта. Расскажите о ее видах и строении. Какие еще существовали виды жилищ?
4.В истории широко известны законы хана Тауке «Жеті Жарғы». В их разработке принимали участие казахские бии. Назовите их имена и составьте рассказ о их жизни, а также о роли биев в казахском обществе.
1. В 1771г. в г. Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи ханы и султаны подняли на белой кошме нового хана Среднего жуза - Абылая, чье настоящее имя Абиль-Мансур. Хан Абылай остался в памяти народной как символ независимой казахской государственности, который как правитель казахов был назначен не иноземным монархом, а «утвержден в своем достоинстве народным собранием».
Подтвердите объективность сказанного выше.
2.В 1710 году в Каракумах прошел съезд представителей 3-х жузов. Дайте ответы на следующие вопросы:
Участники съезда:Ханы
Султаны
Батыры
Вопросы съезда:
Решения съезда:
3.Годы Великого бедствия в устных казахских преданиях именуются как «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». Какие пояснения по данному термину существуют в научной литературе?
4.Летом 1730 г. Хан Младшего жуза Абулхаир отправляет посольство по главе с Сейткулом Койдагулулы и Кутлумбетом Коштайулы через Уфимское наместничество в Петербург к российской императрице. Каковы были его цели? Дайте оценку деятельности и личности Абулхаира. На каких условиях Младший жуз принял российский протекторат?
1. Заполните таблицу «Административно-территориальные реформы царизма в Казахстане в XIX веке»:
Реформа | Дата | Содержание | Последствия реформы |
2.Вторая четверть ХІХ века стала решающим этапом военной колонизации Казахстана. Почти вся территория Казахстана с запада на восток охватывалась непрерывной цепью военных линий с крепостями, фортами, форпостами, кордонами и пикетами. Опишите военные линии, проходившие по западным, северным и восточным границам Казахстана, указав их расположение, протяженность, количество, названия крепостей и редутов.
3.Заполните таблицу «Последствия присоединения Казахстана к России».
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
4.Составьте рассказ на тему «Выдающиеся деятели культуры Казахстана ХІХ века».
Тема 9. Национально-освободительная борьба казахского народа в конце ХVIII –XІX вв.
1.В начале ХІХ века значительные группы казахского населения Младшего жуза перешли в низовья междуречья Урала Волги и в 1801 году образовали Внутреннее, или Букеевское ханство. Вначале на правобережье Урала перешло около 5-ти тысяч семейств. В последующие годы население ханств возросло до 10235 кибиток. Укажите причины образования Букеевского ханства.
2. Расскажите о хане Букеевской Орды Жангире (1824-1845 гг.) и его реформах в казахском обществе:
Общественно-политические реформы:
Социально-экономические реформы:
Реформы в образовании:
3. Определите, какие из ниже перечисленных событий, связанных с восстанием Кенесары Касымова произошли на начальном этапе (1) восстания, а какие на заключительном (2):
- Захват крепости Мерке и строительство военных укреплений на р. Чу
- Гибель брата Кенесары батыра Наурызбая
- Осада Акмолинского приказа
- Избрание в 1841 г. Кенесары ханом, как общепризнанного руководителя восстания
- Переписка Кенесары Касымова с Оренбургским генерал-губернатором Перовским В.А.
- Переговоры Кенесары с киргизскими манатами
- Война с кокандскими феодалами
- Окружение и разгром отряда Ахмета Джантюрина
- Безуспешные переговоры Кенесары Касымова с представителями Сибирской администрации генерал-губернатором Голрчаковым
- Посольство Долгова и Герна в ставку Кенесары с целью склонить его к безусловному подчинению России
- Строительство российскими отрядами военных крепостей на р. Иргиз и Тургай
4.Изучите национально-освободительные восстания на территории Казахстана и проанализируйте, что было общего в их истории. Какие особенности национально-освободительного движения можно отметить?