Послание Президента страны Н.А. Назарбаева от 6 марта 2009 г.

6 марта 2009 г. Президент страны выступил с очередным Посланием народу Казахстана, которое называется «Через кризис к обновлению и развитию». Главная задача, отметил Президент, – сплотиться для преодоления последствий кризиса. В Послании дан анализ истоков мирового кризиса. Ряд ведущих стран уже затратил свыше 10 триллионов долларов на его преодоление. Но ситуация к лучшему пока не меняется. По прогнозам экспертов, кризис будет затяжным.

Главой нашего государства была изложена информация о мерах, реализуемых в настоящее время. Среди них:

1.В отечественную экономику в антикризисных целях направлены свыше 2 триллионов 700 миллиардов тенге (поддержка банковского сектора, жилищного строительства, малого и среднего бизнеса, АПК).

2.Дальнейшее повышение пенсий, зарплат бюджетников и стипендий учащихся, поддержка студентов, не имеющих возможность платить за обучение. В 2010 году зарплата бюджетников и стипендии будут увеличены на 25 %, а в 2011 году - еще на 30 %. Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 %, и на 30 % в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50 % от размера прожиточного минимума. Государство дополнительно выделяет 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.

3.Дальнейшая модернизация экономики и стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития. Средства на это предоставит Национальный фонд в размере 600 миллиардов тенге на 2009-2010 год дополнительно. Другой источник – жесткая экономия по всем статьям бюджета, строжайшая финансовая дисциплина.

4.Ставшая привычным в период экономического роста расточительность должна смениться разумным потреблением и экономией. Неприоритетные траты надо свести к нулю, а высвободившиеся капиталы направить на создание рабочих мест.

5.Не считая общественных работ, будут трудоустроены 350 тысяч сограждан. Особое внимание следует уделить реконструкции и модернизации коммунальных сетей, автомобильных дорог местного значения, социальной инфраструктуры, прежде всего больниц и школ.

Выделение средств для развития рынка труда:

Во-первых, это реконструкция и модернизация коммунальных сетей. Это - объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации. Это возможность создать в городах и на местах огромное количество новых рабочих мест. Мы поднимем покупательскую способность нашего населения.

Во-вторых, это строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц. Школы и больницы, строительство которых началось, будут достроены.

В-третьих, объекты местного значения в каждом конкретном населенном пункте. Это может быть благоустройство и озеленение, ремонт дорог, клубов или других объектов по усмотрению местных властей. На эти цели должны быть выделены целевые трансферты.

В-четвертых, это расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики. Действующий Закон о занятости населения позволяет использовать средства бюджета на эти цели. В 2008 году более 13 тысяч человек реализовали свои возможности по этим программам. Наша задача сегодня - расширить рамки существующих программ. Президентом страны поручено дополнительно выделить на эти цели 8,6 миллиардов тенге, что обеспечит работой около 96 тысяч человек. Нужно увеличить максимальный период выплаты пособия по безработице из Государственного фонда социального страхования с 4-х до 6-ти месяцев.

6. Стратегия занятости в условиях мирового кризиса направлена на полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров. Правительству совместно с акимами поручено организовать переподготовку специалистов на базе существующих учебных заведений. Все крупные строительные предприятия должны выделять средства на обучение людей другим профессиям.

7.Курс, определенный в стратегии «Казахстан 2030» , остается прежним. Процветание, безопасность и повышение благосостояния наших граждан – главные задачи нашего государства.

 

Внешняя политика Республики Казахстан.

Являясь полноправным членом Организации Объединенных Наций, Казахстан принимает активное участие в его деятельности: поддержание мира и международной безопасности; разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения; устойчивое развитие; социальные, гуманитарные вопросы; охрана окружающей среды; права человека; реформирование ООН.

На 47 сессии генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 1992 г.). с главной международной трибуны выступил Президент РК Н.А. Назарбаев, озвучив идею о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В сентябре 1999 г. в Алматы состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств 15 государств – участников Совещания, и принятие ими совместной Декларации принципов, регулирующих отношение между странами – членами СВМДА. Основной задачей развития этого процесса явилась выработка единого понимания сути того, что подразумевается под мерами доверия и сотрудничества на континенте.

С одной стороны, в СВМДА входят такие государства, как Россия и Турция, имеющие опыт работы в ОБСЕ и сложившейся системе европейской безопасности, с другой стороны – противостоящие друг другу Индия и Пакистан, Иран и Израиль, которые, в силу рядя причин имеют различные подходы к пониманию и реализации системы мер доверия и сотрудничества.

В этой связи, в Казахстане придается большое значение активизации сотрудничества в формате «шанхайской пятерки» , как успешного опыта приграничных государств – Китая, России, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана – в совместном обеспечении региональной безопасности, укреплении мер доверия в приграничных районах, эффективной борьбы с терроризмом, наркобизнесом и нелегальной миграцией.

Активно развивается сотрудничество Казахстана с Программой развития ООН (ПРООН). С 1993 г. эта организация открыла свое представительство в Казахстане и совместно с правительством республики работает над вопросами составления и реализации программ помощи по ключевым направлениям в сфере торговли, энергетики и промышленности. В обеспечении международной и региональной безопасности наша страна тесно сотрудничает с ОБСЕ и НАТО. При этом в своих приоритетах Казахстан исходит из того, что ОБСЕ – это уникальная геополитическая организация по вовлечению нашей страны в европейские структуры безопасности.

В отношениях со странами СНГ внешнеполитические приоритеты Казахстана базируются на взаимовыгодном сотрудничестве и интеграции, при этом особое внимание уделяется России. Начало принципиально новым отношениям с Россией было положено Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанным 25 мая 1992 г. в Москве Н.А. Назарбаевым и Б.Н. Ельциным. В этом историческом документе был юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ, а также основные параметры разностороннего сотрудничества. Стратегия Казахстана в рамках СНГ нашла свое реальное воплощение в принятии в феврале 1999 г. странами Содружества в качестве рабочих документов Программы Президента Н.А. Назарбаева «Десять простых шагов навстречу простым людям» и разработанного им Договора о Едином экономическом пространстве. Логическим продолжением идей взаимодействия и сотрудничества стран СНГ на перспективу стало выступление Президента Казахстана в МГУ в ходе его официального визита в Россию в марте 1994 г. В своей речи Н.А. Назарбаев предложил рассмотреть возможные пути эволюции СНГ в Евразийский Союз (ЕАС), что отвечает требованиям времени и тенденциям современного мирового развития.

Новый характер межгосударственных отношений в Центральной Азии был определен Договором о создании Единого экономического пространства, подписанным лидерами Республики Казахстан и Республики Узбекистан 10 января 1994 г. (Кыргызская Республика присоединилась к Договору 16 января, а 30 апреля того же года был подписан отдельный трехсторонний Договор). В июле 1994 г. в Алматы президентами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана было принято решение о создании Межгоссовета Центральноазиатского Союза, позже переименованного в Центральноазиатское Экономическое Сообщество.

Сотрудничество с Китайской Народной Республикой берет начало с первого официального визита Президента Н.А. Назарбаева, в октябре 1993 г. когда подписан базовый документ, определивший перспективы двусторонних отношений – Совместная Декларация. Стороны развивавают отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества – в соответствии с Уставом ООН, на основе принципов уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования и других общепризнанных норм и международного права.

«Хартия о демократическом партнерстве», подписанная во время визита Президента РК в США в 1994 г., зафиксировала долгосрочный партнерский характер казахстанско-американских взаимоотношений и определила в качестве приоритетов развитие сотрудничества в области политики, экономики, обороны и безопасности, экологии, здравоохранения и культуры.

Одним из главных вопросов внешней политики Казахстана является усиление связей с демократическими, индустриально развитыми государствами, в первую очередь – с Европейским Союзом – крупнейшей региональной группировкой промышленно развитых стран. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом подписано было в январе 1995 г.

Партнером Казахстана на европейском континенте является Великобритания. В ноябре 1996 г. Казахстан с официальным визитом посетил наследник британского престола принц Чарльз. Сегодня по объему внешнеторгового оборота в 700 млн. долларов Великобритания вышла на первое место среди европейских стран – партнеров РК. Сферами сотрудничества являются энергетика, промышленность, торговля, здравоохранение, транспорт и связь. Поступательными темпами развиваются отношения с Германией. Торговый оборот между РК и ФРГ характеризуется стабильным ежегодным ростом, наблюдается активность деловых кругов. В настоящее время в Казахстане представлены более 60 немецких фирм и банков, в т.ч. всемирно известные «Мерседес-Бенц», «Сименс», Дойчебанк и др., зарегистрировано свыше 160 СП. В сентябре 1992 г. подписан Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между РК и Францией. В Казахстане аккредитованы более 30 представительств французских фирм, среди которых «Сосьете Женераль», «Эльф Нефтегаз», «Компани Женераль де Жеофизик», «Тоталь», действуют 38 совместных предприятий.

Значительно расширились внешнеполитические связи с Японией, Республикой Корея, Монголией. С этими государствами заключены соглашения по расширению торговли, привлечению инвестиций в страну. В отношениях Казахстана с Турцией продолжается укрепление стратегического партнерства и политического взаимодействия по широкому спектру международных проблем. Интенсивно расширяется договорно-правовая база торгово-экономического и культурного гуманитарного сотрудничества.

Одна из самых актуальных международных проблем нынешнего времени – это статус Каспийского моря. В мае 1995 г. в Алматы, прикаспийские государства достигли договоренности о создании постоянно действующего переговорного механизма по вопросам правового статуса Каспийского моря в виде рабочих групп, возглавляемых руководителями правовых служб МИДов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.

С момента обретения Казахстаном независимости начались активные контакты с Организацией Исламская Конференция (ОИК). Со своей стороны, ОИК проявляла интерес к Казахстану не только как к стране, коренное население которой традиционно исповедует ислам, но и как к активному субъекту международной политики. В этом контексте показательным является то, что ОИК проявила позитивное отношение к инициативе Казахстана по созыву совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Казахстан является полноправным членом Организации Экономического сотрудничества (ОЭС), основанной в 1977 г. Ираном, Турцией и Пакистаном. После вступления в 1992 г. в ОЭС Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана и Афганистана, эта Организация стала одной из крупнейших региональных финансово-экономических структур азиатского континента, с населением около 350 миллионов человек. Деятельность Казахстана в рамках ОЭС направлена на реализацию национальных и региональных интересов в области транспорта и коммуникаций, торговли и инвестиций, культуры и образования.

Сегодня Казахстан пользуется широкой известностью в мире как государство, приверженное демократическим ценностям, стремящееся внести свой вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности.

 

 

ГЛОССАРИЙ КУРСА «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»

1. Автономия –особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельного решения своих внутренних проблем вне пределов прав и полномочий государства, в состав которого входит.

2. Авторитаризм –политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или органа, и роль представительных органов, партий, объединений сведена к минимуму.

3. Автохтоны – термин, используемый для обозначения местного населения.

4. Адат –юридически оформленное обычное казахское право.

5. Буржуазия –класс собственников, который укрепляется в эпоху первоначального накопления капитала.

6. Власть – авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей.

7. Власть биев – традиционная форма судопроизводства, соответствовавшая родоплеменному устройству казахского общества. Бии осуществляли власть, являясь главами родов, племен и жузов.

8. Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности.

9. Внутренняя политика – совокупность направлений экономической, демографической, социально-культурной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов

10. Высшие органы государственной власти –государственные органы, возглавляющие всю систему органов государства.

11. Геноцид –физическое истребление больших групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.

12. Государственность –особый признак исторического развития стран (союза племен, народа и т.п.), сумевших создать собственное государство или восстановивших утраченное в силу разных причин свое государство.

13. Государство – высшая форма политического устройства общества, обеспечивающих его стабильность.

14. Гражданская война –вооруженная борьба за власть между социальными группами внутри страны.

15. ГУЛАГ – государственное управление лагерей в СССР. Его комплексы были разбросаны по всей стране, в т.ч. и в Казахстане (АЛЖИР, Степлаг, Карлаг).

16. Демография– наука, изучающая присущими ей методами численность, размещение и состав населения, закономерности его воспроизводства.

17. Диктатура –политическая, экономическая и идеологическая власть одного лица или группы лиц, которые осуществляют её без реального контроля со стороны общества.

18. Диуан –специальный орган исполнительной власти в тюркских государствах.

19. Жуз – хозяйственный и географически относительно обособленный район, населенный группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного союза.

20. Идеология– система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, к друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности.

21. Империя(от лат. imperium - власть, государство) –1) монархическое государство во главе с императором; 2) колониальное объединение разных территорий, на которых распространяется власть страны - метрополии.

22. Интеллигенция – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно творческим трудом, развитием и распространением культуры.

23. Клэктонские отщепы - представляют собой крупные и массивные кремневые пластины трапециевидной формы.

24. Колония – страна или территория, не имеющая суверенитета, находящаяся под властью другой страны – метрополии.

25. Колонизация – 1)заселение и последующее хозяйственное освоение окраинных земель; 2)насильственный захват территорий за пределами своей страны.

26. Консолидация общества – сплочение общества для достижения единых целей.

27. Конституция – система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой.

28. Космополитизм – политическая идеология, которая проповедует отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма (отрицает значение национально-государственного суверенитета, утверждает, что человек есть гражданин всего мира).

29. Культ личности– возвеличивание роли одного человека, наделение его сверхъестественными качествами, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического процесса.

30. Культурная революция –процесс, направленный на изменение и преодоление традиций дореволюционного культурного наследия.

31. Леваллуазская техникаприем изготовления каменных орудий из длинных массивных пластин.

32. Люмпенизация – атрофия психологии труженика, большой части населения.

33. Народностьисторически сложившаяся общность людей, предшествующая образованию нации. Отличается от общности этнической – родовой и племенной тем, что возникает уже не на основе разрастающихся родственных связей, а в процессе распада последних.

34. Нация(от лат. nation- племя, народ) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая характеризует следующие признаки: общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в общности культуры.

35. Национализация– социальная мера по передаче предприятий и отраслей хозяйства, находящихся в частной собственности, в собственность государства.

36. Национализм– приверженность человека к интересам своей нации. В советское время употреблялось только в негативном смысле, как антоним патриотизму, интернационализму. Между тем Н. не может оцениваться только негативно.

37. Неолитическая революцияпереход человека, пассивно присваивающего себе дары природы, к новой стадии – скотоводству и земледелию.

38. Партия – политическая организация общественного класса или его слоя, выражающая и защищающая его интересы и руководящая борьбой.

39. Патронимия – семейно-родственная группа.

40. Пиктография рисуночное письмо.

41. Революция– коренной переворот в жизни общества, который проводит к ликвидации отжившего общественного и политического строя.

42. Реформа – (reforme, от лат. reformo – преобразовываю) политическое преобразование.

43. Род– группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии, по большей части осознающих себя потомками общего предка.

44. Союз Советских Социалистических Республик - СССР– многонациональное советское государство, образованное в результате объединения ранее независимых на принципах федерализма. СССР был образован 30 декабря 1922 г.

45. Союз племенконфедерация племен одного генеалогического корня, с потестарными функциями власти с начальной формой государственности.

46. Тоталитаризм– государственный строй, политический режим, осуществляющий полный контроль над основнымисферами общественной жизни и жизнедеятельности граждан.

47. Традиционное общество– общество, в котором основнымканалом передчи социальных ценностей, являются традиции.

48. Улус(алтайск. и тувинск. – народ, казахск. – племя, бурятск. «улас» – страна, государство) - термин для территориальных и социальных группировок населения народов Центральной Средней Азии и Сибири. Улусом назывались как большие феодальные государственные образования, так и оседлые группы кочевников и осёдлого населения.

49. Урбанизация– поселенческое развитие человечества, повышение роли городов, городского населения.

50. «Холодная война»- состояние идеалистической. Военно-политической, экономической конфронтации между СССР.

51. Экспроприация– принудительное отчуждение или изъятие имущества, проводимое государственной властью или политическими силами, победившими в революции.

52. Этногенез – процесс формирования этнических общностей.