Казахская интеллигенция начала ХХ века. Казахские депутаты в Государственной Думе.

Казахстан в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

Лекция 10. Казахстан в начале XX века

Основным событием начала ХХ века является участие казахов в Первой русской революции 1905-1907 гг., которую породили глубокие противоречия в социально-экономической и политической жизни страны.

К началу ХХ века в результате усиления колониального господства России, лишения лучших земель, обложения непосильными налогами и поборами казахские хозяйства разорялись. Судьба их совершенно не интересовала колонизаторов. Например, А.К.Гейнс говорил: «Мы полагаем, что туземцев в Средней Азии можно считать народом вымирающим, совершенно неспособным к цивилизации». В.Д.Тронов заявлял: «Такие народы, как киргизы в борьбе за жизнь должны уступить место соседу, стоящему по культуре выше его и исчезнуть». Совершенно обнищавшие казахи, чтобы найти средства к существованию, были вынуждены на кабальных условиях наниматься батраками к зажиточным крестьянам, казакам или же идти на промышленные предприятия и там устраиваться на любую работу за гроши.

Поводом к началу революционного брожения в 1905 году послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. и события «Кровавого воскресенья». В перерастании его в революцию роль сыграли рабочие Петербурга. 9 января 1905 года в Петербурге 140 тыс. рабочих совершили мирное шествие с целью подать петицию царю, надеясь, что он поддержит, решит их проблемы. Произошел расстрел мирных, безоружных демонстрантов. Было убито и ранено 4600 человек.

Первая русская революция оказала большое влияние на Казахстан. Об этом говорил лидер казахской национальной интеллигенции А.Букейханов: в 1905 году «вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения». Влияние революции на Казахстан было неоднозначным. Если на жителей городов оно было значительным, то на переселенческую деревню и особенно на казахский аул слабым и не повсеместным. Бедная часть городских жителей, особенно рабочие промышленных предприятий, из-за трудностей жизни и бесправия были более склонны к революционной борьбе.

 

Болььшую роль в организации национально-освободительной борьбы народа сыграла казахская интеллигенция, лидеры которой понимали и разъясняли сущность российского колониализма, его вред и опасность, возглавили народную борьбу, четко определив ее цели и задачи. Так, например, Мухамеджан Тынышбаев, 1905-1906 гг. будучи студентом в Петербурге, участвовал в студенческих волнениях, был свидетелем многих революционных событий в столице, интересовался работой партии кадетов и эсеров, выступал с публицистическими статьями на страницах периодической печати. 20 июня 1905 г. он написал письмо на имя председателя Совета министров о бедственном положении казахского народа и потребовал решить ряд вопросов, связанных с его насущными нуждами. 19 ноября 1905 года М.Тынышбаев выступил с ярким докладом на съезде автономистов. Его призыв покончить с колонизмом и всем угнетенным народам дать свободу произвел на слушателей большое впечатление.

Выдающимся лидером национальной интеллигенции являлся Алихан Букейхан. Будучи студентом в Петербурге, в 90-х.гг. активно участвовал во многих столичных событиях. Хорошо изучил общественно-политическое движение в России и европейских странах. А.Букейхан даже увлекся марксистским учением, но марксистом не стал. Он не воспринял марксистское учение о классовой борьбе, доведенное до диктатуры пролетариата, и о построении социализма. А.Букейхан полагал, что из всех политических партии в России по-настоящему демократической партией является партия кадетов. Поэтому он вступил в ее ряды и даже был избран членом ЦК. В конце 1905 года в г. Уральск он создал ячейку партии кадетов. А в мае 1906 года в г. Семипалатинск он провел региональный съезд кадетской партии, где ознакомил собравшихся с программой этой партии.

Под руководством А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Акпаева, М.Тынышбаева и других летом в 1905 г., в Казахстане проводилась широкая петиционная кампания. В городах Каркаралы, Семипалатинск, Петропавловск, Уральск, Лепсинк и других от имени казахского народа принимались и направлялись в Петербург петиции с изложением в них тяжелого положения казахов и требованием решить его проблемы. Среди этих петиций по своей остроте и смелости особо отмечается Каркаралинская петиция от 25 июня 1905 года, за подписью 12767 казахов на имя председателя Совета Министров. В петиции после обстоятельного изложения крайне тяжелого положения народа выдвинуты были одиннадцать требований.

6 июня 1907 года в приложении татарской газеты «Улфат», «Серке» была напечатана небольшая статья Мыржакыпа Дулатова «Наша цель», в которой кратко была изложена цель освободительного движения казахского народа. Эта статья произвела большой переполох в руководящих кругах России.

Казахские интеллигенты активно участвовали в работе мусульманских съездов. Ш.Кощекулов и С.Жантурин вместе с такими выдающими лидерами мусульманского движения как И.Гаспралы, Ю.Акчурин, А.Ибрагимов и др. были избраны в состав ЦК мусульманской партии «Иттифак эль муслимин».

Летом 1906 года в первую Государственную думу от Казахстана были избраны 9 депутатов, из них 4 казаха, а в начале 1907 года во вторую государственную думу - 15 депутатов, в том числе 7 казахов. Из 7 членов мусульманской фракции думы трое были казахи. С.Жантурин являлся секретарем фракции. Казахские депутаты думы ставили очень актуальные вопросы и добивались их решения. Так, по инициативе А.Беримжанова, А.Калменова, С.Жантурина, Ш.Сыртанова 6 июля 1906 года за подписью 53 депутатов был подан запрос Председателю Совета министров по поводу незаконности изъятия земли у казахов.

Все время усиливающий колониальный гнет в Казахстане угрожал будущности казахского народа. Поэтому казахские интеллигенты, несмотря на все трудности и преграды, настойчиво продолжали борьбу против российского колониализма за свободу и независимость. Для широкой пропаганды своих идей и пробуждения народа к борьбе они приступили к созданию казахских печатных органов: «Айқап», «Қазақ», «Бірлік туы», «Сарыарқа». Придавая исключительное значение изданию газеты «Қазақ», А.Букейханов, 2 февраля 1913 года, день выхода ее первого номера, назвал историческим днем для казахов. В пробуждении казахского народа, в поднятии его национального сознания исключительную роль сыграл сборник стихов «Оян, қазақ», М.Дулатова опубликованный в 1911 г.