Социальный строй казахского общества.

Казахское ханство в XVII в.

Преемнику Тауекеля - Есиму пришлось выдержать еще более тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты - торе заменялось на главенство элиты открытого типа - биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции – «Eciм ханның ескі жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.

Высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом.

Полномочия ханов в результате реформ начала XVII в. были существенно урезаны. Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в.

Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями - жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана.

Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями - неподсудностью биям и освобождению от всех повинностей, кроме воинской.

В XVII в. была определена и постоянная столица Казахского ханства - город Туркестан, где хан находился в зимнее время.

Жузы. С начала XVII в. важнейшей характерной чертой казахского общества становится его разделение на жузы. В Казахстане еще в раннем средневековье определились три основных хозяйственных района, в значительной мере обособленных друг от друга: Жетысу, Северный, Восточный и Центральный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из них включал в себя определенные кыстау и жайляу, обеспечивавшие при содержании скота на сезонных пастбищах кочевой кругооборот в течение всего года.

Жуз - это хозяйственный и географически относительно обособленный район, населенный группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного союза. Само слово «Жуз» означает «Часть», «Сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.

Старший (Большой) жуз – территория Жетысу, которая являлась одним из главных центров этногенеза складывавшейся казахской народности. Племена: усунь, канглы, дулат, албан, суан, жалаир, сиргели, ошакты и др. объединения, большая часть которых по своему происхождению была связана с древнейшими насельниками Жетысу. В русских источниках Старший жуз назывался иногда Уйсуньской Ордой и Большой Уйсуньской Ордой.

Средний жуз находился к северу от Жетысу. Здесь основные зимовки располагались в районах Сырдарьи, Каратау и Моюнкум, а летовки - по притокам рек Тобыла, Есиля, Нуры, Сары-Су, в районах Центрального Казахстана. Племена: кыпчак, аргын, найман, кереит, конрат, уак.

Младший жуз: зимние пастбища находились в низовьях Сырдарьи, Жаика, в районе слияния Ыргыза и Торгая, и в других местах, а летние - по притокам Жаика, в верховьях Тобола, по Ыргызу, в Мугоджарских горах. Племена: три основных объединения: жеті ру (семь родов) - табын, тама, жагалбайлы, кердери, кереит, телеу, рамадан; алимулы - каракесек, шомекей, кете, тоткара, карасакал, шекти; байулы - адай, жаппас, алчин, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш.

Таким образом, обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь, приводило к объединению кочевавших общин. Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата) и общины (аул), которые составляли часть жузов и возглавлялись, как правило, собственными правителями (биями, батырами, т.е. выходцами из этих групп). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов.

Родовые кличи (ураны) и знаки (тамги), а также традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений.