Сакские племена.

Переход к кочевому скотоводству.

Главным прорывом из века бронзы, из мира авестийских ариев, в железный век, век сако-скифских племен, был прорыв в хозяйственной деятельности, и, соответственно, в образе жизни. Знамением прорыва стало сложение кочевого скотоводческого хозяйства.

Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные незаселенные и неиспользовавшиеся ранее междуречные степные пространства. Изменившиеся в позднеандроновскую эпоху стадо, где крупный рогатый скот все более заменялся лошадью, не требующей повседневного ухода и способной тебеневке, позволило в начале I тысячелетия до. н.э. резко удлинить маршруты перекочевок и сделать их сезонными.

Однако, с ростом стада и специализацией хозяйства, возросла зависимость населения степи от погодных и климатических колебаний и состояния пастбищ.

Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек.

Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство.

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен.

Объединение сакских племен в племенные союзы произошло в VII – III вв. до н.э. Саки делились на следующие племена:

саки - тиграхауда - «носящие остроконечные шапки» (Семиречье);

саки - хаомаварга - «изготовляющие напиток хаому» (река Мургаб);

массагеты - (река Сырдарья);

даи, парадарайя (заморские) - (Приаралье);

саки – апасиаки (водные) - (Приаралье, в пустыне Кызылкум);

аргипеи и исседоны - (Центральный Казахстан);

аримаспы «стерегущие золото грифы» - (Алтай и Восточный Казахстан).

Сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновского населения – ариев и туров, дахов и данов Авесты. Этот неоспоримый вывод подтверждают археологи, проводящие прямые линии связей между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начала сакской эпохи у обитателей казахстанских степей появляются монголоидные примеси центральноазиатского происхождения, сказавшиеся на их облике.

В суждениях о социальном устройстве сакского общества скудость письменных источников заставляет более полагаться на археологический материал. Действительно, различия между громадными погребальными сооружениями знати и рядовыми погребениями наглядны и впечатляюще убеждают в далеко зашедшей дифференциации общества. Сакские «цари» и «царицы», упоминаемые античными источниками, обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско.