Ключевые слова

Упражнения

1. Определите, есть ли лично у вас какие-либо проблемы, связанные с развитием когнитивных способностей?

2. Изучите при помощи соответствующих психологических тестов чьи-либо способности и определите проблемы, связанные с ними у данного человека. Дайте этому человеку рекомендации по коррекции его способностей.

3. Установите, есть ли у вас проблемы, касающиеся развития речи. Если такие проблемы действительно есть, то как вы собираетесь их решать?

Практические задания

1. Используя психологические тесты, на которые имеются ссылки в данной главе, определите для какого-либо ребенка в возрасте четырех-пяти лет, какие задатки к развитию интеллектуальных способностей имеются у него.

2. Сформулируйте, опираясь на материалы этой главы и данные психологического обследования, практические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей какого-либо ребенка.

3. Определите для кого-то из взрослых людей, есть ли у данного человека какие-либо проблемы, касающиеся его памяти. Если такие проблемы имеются, то предложите данному человеку практические рекомендации по их решению.

4. Изучив кого-либо в качестве потенциального клиента, дайте ему рекомендации по развитию коммуникативных способностей.

5. Определите для ребенка в возрасте четырех-пяти лет, есть ли у него какие-либо задатки к развитию математических и лингвистических способностей. Дайте родителям практические рекомендации по развитию соответствующих способностей у ребенка.

Ситуация психологического консультирования. Случай психологического консультирования. Типичные ситуации и случаи психологического консультирования.

Интеллектуальные способности. Законы развития интеллекта. Пути повышения уровня интеллектуального развития человека.

Мнемические способности. Законы функционирования памяти. Индивидуальное своеобразие мнемических проблем клиента. Средства улучшения различных видов и процессов памяти.

Психологические проблемы коммуникативного характера. Проблемы развития организаторских способностей. Математические способности. Математические знания и умения. Физико-технические способности. Лингвистические способности.

 

ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоят типичные проблемы темперамента, по поводу которых клиент может обратиться в психологическую консультацию?

2. Какие особенности темперамента клиента психологу-консультанту необходимо знать и учитывать, проводя психологическое консультирование на эту тему?

3. Каковы практические возможности психологической коррекции свойств темперамента?

4. Как следует поступать психологу-консультанту, если клиент жалуется на недостатки своего темперамента?

5. Что можно рекомендовать клиенту в том случае, если его жалобы касаются одной из следующих частных проблем: не вполне удовлетворительной скорости реакции, несовместимости его темперамента с темпераментами других людей, слабости его нервной системы?

6. Что необходимо принимать в расчет, проводя психологическое консультирование по проблемам коррекции характера?

7. Какими могут быть практические рекомендации по укреплению воли клиента?

8. Что следует посоветовать клиенту, имеющему проблемы, касающиеся деловых черт характера?

9. Каковы условия успешного развития деловых черт характера?

10. Какими могут быть практические советы по совершенствованию у человека коммуникативных черт характера ?

11. Как решать проблемы, касающиеся восприятия и оценки клиентом других людей как личностей?

12. Каковы типичные консультационные проблемы мотивационно-потребностного плана?

13. Как вести психологическое консультирование и что следует принимать в расчет при решении проблем мотивационно-потребностного плана?