Ключевые слова

Упражнения

1. Возьмите любой вопросник, содержащий в себе не менее чем 100 вопросов. Установите, каким требованиям, связанным с практикой психологического консультирования, он соответствует и не соответствует.

2. Оцените уровень собственного интеллектуального развития при помощи тестов, рекомендуемых для этой цели.

Практические задания

1. Определите, какое психотерапевтическое воздействие на клиента оказывают проективные методы психодиагностики (для этого необходимо будет взять какой-либо проективный психологический тест и провести с его помощью психологическое обследование человека, который может стать потенциальным клиентом).

2. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

3. Какими тестами, предназначенными для диагностики уровня психологического развития ребенка, вы воспользуетесь на практике, если проблема, с которой клиент – родитель ребенка – обратился к вам, состоит в том, что ребенок плохо учится в начальных классах школы?

Долгосрочная временная перспектива в психологическом консультировании.

Бессознательные влечения. Неосознаваемые черты характера. Тест психологический. Информативность психологического теста. Практическая полезность теста.

 

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Контрольные вопросы

1. Какие психологические тесты рекомендуется применять для оценки общих способностей клиентов?

2. Какие психологические тесты чаще всего используются для оценивания интеллектуальных способностей клиентов?

3. С помощью каких психологических тестов можно практически оценивать восприятие, внимание, воображение и речь детей-дошкольников?

4. Какие методики подходят для психодиагностического изучения уровня развития интеллекта детей, поступающих в школу, и учащихся начальных классов?

5. С помощью каких психологических тестов можно оценивать уровень интеллектуального развития подростков, юношей и взрослых людей?

6. Как поставить психологический диагноз состоянию памяти клиента?

7. Какие психодиагностические методы подходят для изучения динамики процессов памяти?

8. Как оценивают кратковременную зрительную и слуховую память?

9. Как практически изучают процесс запоминания?

10. Каковы методы психодиагностики оперативной памяти?

В этой главе для типичных случаев психологического консультирования – тогда, когда возникает необходимость проведения когнитивного психологического тестирования, указаны психодиагностические тесты, которые рекомендуется применять для получения нужной информации о клиенте. Эта информация может оказаться полезной для уточнения диагноза проблемы клиента, для выяснения индивидуальных особенностей его когнитивных процессов, для коррекции имеющихся у него недостатков в развитии когнитивных процессов и для более точного формулирования соответствующих практических рекомендаций.

В каждом конкретном случае мы будем указывать, с какой целью проводится психологическое тестирование, а также давать практические рекомендации по применению тех или иных тестов. На протяжении этой и последующих глав учебника мы неоднократно будем отсылать читателя к различным рекомендуемым тестам. Если эти тесты уже опубликованы в литературе, – а таких тестов большинство, – мы будем просто указывать на соответствующие первоисточники. В случае отсутствия публикаций психологический тест будет полностью приводиться в учебнике. Кроме самого теста, будет также даваться обоснование необходимости обращения к нему в том или ином случае психологического консультирования, а также определяться условия оптимального практического использования соответствующего теста.