Банки документов
Банки данных
Банки информации
Лекция 33.
Банк данных — наиболее характерный пример информационной системы. В банке данных хранится достаточно универсальная, необходимая для решения разнообразных прикладных задач, информация об определенной предметной области в специальном представлении, чаще всего предполагающем хранение и обработку с помощью компьютеров. При этом сами данные образуют базу данных, а банк, наряду с базой, содержит программные средства обработки данных и реализации запросов, т.е. систему управления базой данных (СУБД). Как правило, банки данных являются системами коллективного пользования. К информации, хранимой в них, часто можно получить доступ по телекоммуникационным сетям.
Остановимся на классификации банков информации. Эта классификация может быть проведена с разных точек зрения. По назначению можно выделить следующие классы банков информации:
o информационно-справочные системы (общего назначения и специализированные);
o банки данных в автоматизированных системах управления (предприятий и организаций, технологическими процессами и т.д.);
o банки данных в системах автоматизации научных исследований.
По режиму функционирования можно рассматривать банки информации пакетного, диалогового и смешанного типов. В связи с широким распространением персональных компьютеров, бокальных и глобальных сетей ЭВС подавляющее распространение получили диалоговые системы.
По архитектуре вычислительной среды различают централизованные и распределенные банки информации.
В документальной информационно-поисковой системе выделяют следующие компоненты:
o массив документов (текстов) или фактов, выступающих в качестве объектов хранения и поиска;
o информационно-поисковый язык, предназначенный для отображения содержания документов и операций над ними, в том числе и запросов для поиска документов;
o правила, алгоритмы, методы индексирования и поиска документов, позволяющие описывать документы и операции над ними на информационно-поисковом языке;
o комплекс программных и аппаратных средств, с помощью которых реализуются процессы накопления, хранения и поиска документов;
o обслуживающий персонал, включающий администратора банка документов, системных аналитиков, программистов и индексаторов.
Банки документов работают обычно в двух режимах:
1. избирательного распределения информации, обеспечивающего регулярное текущее информирование пользователей бака о новых поступлениях документов;
2. ретроспективного поиска информации по разовым запросам во всем массиве документов.
Важнейший этап обработки нового документа при поступлении его в хранилище документальной информационно-поисковой системы — индексирование документа слагается из следующих действий:
1. выявления основного смыслового содержания документа (с учетом точки зрения автора документа и информационных потребностей пользователя системы);
2. описания смыслового содержания документа на информационно-поисковом языке (ИПЯ) и получении соответствующего поискового образа документа (ПОД).
Информационно-поисковые языки (ИПЯ), которые используются в настоящее время, можно разделить на три большие группы:
o классификационные языки;
o дескрипторные;
o комбинированные.
Языки классификационного типа, в свою очередь, делятся по структуре:
o ИПЯ иерархической структуры;
o ИПЯ фасетной структуры;
o эмпирические (неиерархические) языки.
Классификационные системы. В иерархических классификационных системах лексические единицы (термины) находятся между собой в отношениях включения. При записи они располагаются в порядке постепенного перехода от общих к более частным. Существуют иерархические системы, в которых рубрики включают по 20 и более подклассов, рубрик и подрубрик в нисходящем порядке. Примером такой иерархической классификационной системы является универсальная десятичная классификация (УДК), широко используемая в библиотечном деле и документальных поисковых системах. УДК охватывает весь спектр знаний.
В основе фасетной классификации лежит много аспектное распределение понятий какой-либо отрасли науки или техники по однородным взаимно исключающим друг друга фасетам.
Примером эмпирической (неиерархической) классификации может быть алфавитно-предметная классификация. Словарный запас такой классификации состоит из упорядоченного по алфавиту множества слов, словосочетаний и фраз естественного языка, обозначающих предметы какой-либо отрасли науки или практической деятельности. Каждому предметы или вопросу при этом отводится только один индекс, собирающий всю информацию относительно данного предмета или вопроса независимо от аспекта рассмотрения.
Дескрипторные информационно-поисковые языки. Дескрипторные информационно-поисковые языки основаны на методе координатного индексирования, сущность которого сводится к тому, что смысловое содержание документа может быть с достаточной точностью и полнотой выражено списком ключевых слов, содержащихся в тексте.
Ключевое слово — это лексическая единица информационно-поискового языка, являющаяся существительным, прилагательным, глаголом, наречием, числительным или местоимением естественного языка или словосочетанием. Основной критерий отбора ключевых слов из текста — степень их полезности ля индексирования документа или запроса.
В дескрипторной статье тезауруса обычно устанавливаются следующие виды семантических отношений:
o отношение синонимии;
o отношение подчинения;
o отношение ассоциации.
Пример дескрипторной статьи:
языки алгоритмические; синонимы: алгоритмические языки;
машинно-ориентированные языки, проблемно-ориентированные языки; вышестоящие: программное обеспечение;
языки формальные; нижестоящие: автокоды
алгол; паскаль; фортран; си; бейсик; ассоциации: алгоритмы, программирование