Электронная почта

Лекция 16.

Исторически первый и наиболее распространенный вид работы в телекоммуникационных сетях — межперсональный обмен текстовыми сообщениями, известный под названием «электронная почта» (или E-mail). Преимущества электронной почты над обычно велики: многократно большая скорость доставки информации (так, сообщение из России в США обычно доставляется не более, чем за 2 часа), компьютерная подготовка сообщений, передача информации в виде, допускающем последующую ее компьютерную обработку получателем (редактирование, помещение в различные документы, базы данных и т.д.).

Система электронной почты организуется как совокупность региональных узловых станций, периодически связывающихся друг с другом для обмена корреспонденцией, для чего могу использоваться различные каналы связи. Сообщение может проходить через несколько промежуточных узлов. На каждом узле работают специальные программы, которые получают сообщение и разбираются, куда его отправлять дальше.

Абоненты электронной почты обслуживаются «электронными узлами связи». Для обмена корреспонденцией между абонентом и узлом, как правило, используется обычная телефонная линия.

Абонентская станция состоит из персонального компьютера и модема. Каждый пользователь имеет свой почтовый ящик с уникальным адресом. Все письма, посланные по этому адресу, попадают в почтовый ящик пользователя. Пользователь может просмотреть, уничтожить или сохранить письма.

Сообщение состоит из текста, который надо передать адресату, и заголовка, который приписывается в начале сообщения и содержит несколько строчек необходимой информации об этом сообщении: дату отправления, адрес, обратный адрес, тему сообщения и другие.

Каждая из строк заголовка имеет вид

название: текст

Названия строк заголовка расшифровываются так:

1. Received:

— отметка о прохождении через машину (почтовый штемпель). У каждого письма таких отметок столько, через сколько машин оно прошло, и каждая из них обозначила, когда оно проходило.

2. Date:

— время отправления письма; оно указывается в стандартном формате, поскольку большинство почтовых систем умеют сортировать сообщения по времени, если потребуется.

3. From:

— адрес отправителя и обратный адрес.

4. Message-ID:

— внутренний идентификатор сообщения; присваивается почтовой системой отправителя. Каждому письму присваивается уникальный — единственный в мире! — идентификатор. Его можно использовать для ссылок на письмо, как исходящий номер.

5. To:

— адрес получателя.

6. Subject:

— тема сообщения. Пометка Re: обозначает, что это сообщение — ответ (от слова reply) на другое сообщение. У исходного сообщения и у ответа строка Subject: одна и та же. При составлении автором ответа почтовая система автоматически взяла тему из исходного сообщения. Это удобно, когда идет длинный разговор на одну тему. Можно потребовать, чтобы почтовая система отсортировала сообщения по темам, и освежить в памяти предыдущие фразы этого разговора. Составляя сообщение, надо стараться в этой строке указать короткое и как можно более информативное описание темы сообщения.

7. Status:

— статус сообщения; почтовая система помечает для себя, что сообщение уже прочитано, чтобы второй раз не предложить его как новое.

Бывает еще несколько видов строк заголовка (не все они обязательно должны быть). Некоторые строки почтовые системы добавляют автоматически (Received:, Date:), другие задает сам автор письма (To:, Subject:).

Остановимся более подробно на том, как указать в сообщении адрес, чтобы почтовые системы его поняли и доставили письмо по назначению. Рассмотрим адрес:

radio@mivlgu.murom.ru

Электронный адрес состоит из адреса машины и имени адресата, которое отделено знаком @. Слева от @ стоит имя адресата, точнее, имя файла — почтового ящика на его машине, из которого он забирает письма. Обычно пользователь называет свой почтовый ящик тем же именем, под которым он зарегистрирован в системе. Чаще всего это имя, фамилия или инициалы.

Часть справа от @ называется доменом и описывает местонахождение этого почтового ящика (машину или организацию). Рассматривать домен справа налево и разбив его по точкам на отдельные слова, получил поддомены, поочередно утоняющие, где этот почтовый ящик искать. Самый правый поддомен (в нашем случае ru) называется доменом верхнего уровня и чаще всего обозначает код страны, в которой находится адресат. Код ru обозначает — Россию, uk — Великобританию, fr — Францию и т.д.

Домен верхнего уровня — не всегда код станы. В Соединенных Штатах встречаются такие, например, домены верхнего уровня, как edu — научные и учебные организации, или gov — правительственные учреждения: lfmfster@george.arc.nasa.gov. Также можно встретить домен верхнего уровня, обозначающий название сети, в которой находится адресат, например, bitnet: DLV@cunyvms.bitnet.

Поддомены расположены левее домена верхнего уровня, уточняют положение адресата внутри этого домена. В нашем случае radio@mivlgu.murom.ru поддомен murom обозначает город Муром, а mivlgu — Муромский институт Владимирского государственного университета.

С помощью электронной почты можно пересылать не только текст, но и двоичные файлы — программы, графические файлы, архивы и т.д. Поскольку, гарантируется прохождение по сетям лишь символов с кодами от 0 до 127 (и лишь в некоторых случаях до 255), двоичные файлы должны быть перекодированы в текст из символов в этом диапазоне кодов. Распространенная система кодировки предоставляется утилитами uuencode.exe и uuedecode.exe

Вызов этих утилит происходит автоматически при работе со специализированными программами для подготовки и чтения электронной почты. В настоящее время кодировщик uuencode вытесняется программой base64, реализующей новый протокол перекодировки MIME, обладающий рядом новых возможностей.

Помимо персональных сообщений по электронной почте от одного человека другому, важную роль играют телеконференции, реализующие принцип общения «многие-со-многими». Идея телеконференции заключается в том, что все, кто имеет что-то сказать, посылают сообщения, как бы вывешивают записки на доску объявлений, и каждый может читать те записки, которые его интересуют, пропуская неинтересные. Поскольку ежедневно рассылается огромное количество сообщений, один человек не может не только их все читать, но даже просматривать все названия. Поэтому каждый участник конференции заранее отмечает, какие темы его интересуют, и ему приходят сообщения только на эти темы.