Политико-правовые взгляды Ш.Фурье

 

Особенностью учения другого социалиста - утописта – Франсуа - Мари Шарль Фурье (1772 – 1837) является пренебрежение к политическим вопросам и политической деятельности как к бесполезным занятиям. С его точки зрения, создание нового социального строя необходимо начинать с изучения родовых свойств человека. Свои идеи Фурье высказал в следующих произведениях: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всеобщего единства» (1822), «Новый промышленный мир и общественный мир» (1822).

Основные моменты учения Ш.Фурье:

 

1) Общественные отношения складываются в результате столкновения человеческих страстей, которые заложены в человека Богом с целью их удовлетворения;

2) Для создания идеального общества необходимо научиться правильно управлять страстями человека;

3) В своем движении к совершенному общественному строю история проходит через четыре основных фазы: первобытный строй (детство), цивилизация (высокий уровень производственного и культурного развития), искажение и кризис цивилизации (торговая анархия, рождающая тиранию крупных собственников – капиталистов, и война всех против всех) и создание совершенного и разумного организованного общества;

4) Буржуазное устройство несовершенно, поскольку при нем государство всегда стоит на стороне богатых и защищает их господство, декларированные законом права для большинства людей остаются формальностью, а отстраненный от власти бедный класс лишается политической и экономической свободы (существует, по словам Фурье, «тирания индивидуальной собственности над массой»);

5) Преобразование искаженного общества не должно осуществляться насильственным и революционным путем, а происходить за счет изменения его структуры, основу которой должны составить ассоциации или производственно – потребительские товарищества, в которые будут входить члены разных социальных групп (собственники и пролетарии, люди свободных профессий, рабочие и земледельцы, и т.д.);

6) Основной ячейкой ассоциативного строя должны стать фаланги – организованные по единому типу и независимые друг от друга коллективы (органы центральной власти как таковые отсутствуют), состоящие из свободных индивидов;

7) В рамках фаланг сохраняются частная собственность и имущественное неравенство, но за счет правильно организованного производства (каждый член фаланги переходит в течение дня от одного вида труда к другому, занимаясь каждым его видом 1,5 – 2 часа и превращая его в игру и удовольствие), распределения (по капиталу, труду и таланту), обслуживания и воспитания достигается всеобщее процветание, а классовые противоречия стираются;

8) Отдельные индивиды сохраняют в рамках фаланг свободу и правовое равенство, а любые решения могут приниматься на основе согласия всего коллектива.

Концепция Ш.Фурье является пре восхищением возникшей в 20 в. идеологии анархо-синдикализма. Эта идеология исходит из того, что государство и государственный аппарат упраздняются, а вся власть и управление переходит в руки отдельных самоуправляющихся трудовых коллективов. Вместе с тем проявившийся у Фурье «сектантский менталитет» до известной степени исказил отстаиваемую им модель социалистического общества.