Политико-правовое учение Л.фон Штейна

 

Утверждение либеральных идей в немецкой политико-правовой мысли начинается в первые десятилетия 19 в., и достигает расцвета накануне революции 1848 – 1849 гг. Отличительной особенностью раннего немецкого либерализма являются умеренность, лояльность по отношению к монархической власти и ориентация на разработку моделей желательного для германских государств политического и конституционного строя. В этом отношении немецкие политические мыслители рассчитывали на здравый смысл монархов, и прежде всего на то, что способны внять велениям времени и стать радетелями общего блага.

Лоренц фон Штейн (1815 – 1890) – немецкий государствовед, историк и экономист, профессор университетов в Киле и Вене. С точки зрения родословной – потомок имперских рыцарей. Весьма знаменит был его отец, Генрих – Фридрих фон Штейн – убежденный консерватор, отрицавший революцию и идеологию равенства, но одновременно не приемлющий монархического и бюрократического произвола. В качестве противовеса подобному произволу отстаивал местные вольности и старые земские чины, в которых видел защиту индивидуальной свободы. Назначенный прусским королем Фридрихом – Вильгельмом Третьим на министерский пост в 1807 г., Штейн – старший осуществил ряд реформ, с помощью которых пытался упредить революцию. В результате этих преобразований были уничтожены сословные преимущества, отменена личная зависимость крестьян от помещиков, был узаконен свободный переход земли к новым собственникам (т.е. крестьяне и бюргеры получили возможность покупать дворянские имения). Одновременно Штейном была осуществлена реформа управления городов и областей. В соответствии с «Прусским городским уставом» в отдельных общинах, а затем и в целых провинциях были созданы выборные советы, а раскладка налогов и попечение о благоустройстве были вверены местным выборным лицам вместо чиновников. Все эти учреждения планировалось увенчать государственным собранием народных представителей, которые бы имели совещательный голос при короле и его министрах. Однако в 1810 г. по требованию Наполеона, опасавшегося обособления вассальной Пруссии, Штейн – старший был отправлен в отставку.

Его сын проявил себя прежде всего как теоретик. Штейну - младшему принадлежит ряд фундаментальных исследований об обществе, государстве, праве и проблемах управления. Наибольший интерес представляют такие его труды, как «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней», «Учение об управлении», «Настоящее и будущее науки о праве и государстве Германии».

Либерализм Штейна выражается в постановке вопросов об индивиде, его социально – экономических и политических правах. Одновременно, откликаясь на происходившие в его эпоху революционные потрясения, он выдвинул либеральную по духу программу смягчения социально - классовых противоречий с помощью надклассовой конституционной монархии. Во главу угла его учения поставлены вопросы об индивиде, его правах и собственности.

Основные моменты его политико-правового учения:

1) Главным мотивом деятельности индивида является стремление к самореализации, а также к добыванию, изготовлению и приумножению благ;

2) Всякое благо, созданное личностью, принадлежит ей и является ее неотъемлемой собственностью;

3) Развитие общества (и, прежде всего – института собственности) неизбежно ведет к образованию двух противоположных классов, «двух полюсов человеческого общения» – собственников и не собственников;

4) Вследствие этого жизнь общества наполняется классовой борьбой, а государство (вследствие захвата государственных «рычагов» классом собственников) превращается в орудие господствующих классов (феодалов или «промышленных собственников»), служит их частным интересам (вместо того, чтобы служить общим интересам и быть социальным арбитром);

5) Если в обществе каждый руководствуется своей индивидуальной волей и отсутствует свобода, то государство органично соединяет индивидуальные воли в единое целое, подчиняет их общей воле и утверждает подлинную свободу;

6) В ответ на это класс не собственников вступает в борьбу, приводящую к революциям; этим, по Штейну, «объясняется весь ход европейской истории».

Рассуждая далее, Штейн приходит к выводу о неизбежности пролетарской революции при капитализме. Последний, обреченный в условиях господства «промышленных собственников» на «вечный механический труд», осознает себя как «единое целое» (т.е. как класс) и выступает против класса угнетателей и поддерживающего их государства. Руководствуясь идеями социализма и коммунизма, он грозит уничтожить социальный строй, основанный на частной собственности, а также – саму свободу;

7) Для предотвращения этого сценария государство должно превратиться из «орудия частных интересов» в инструмент общей пользы, в «высший союз», в котором гармонически взаимодействуют все слои и классы общества. Сама же государственная власть должна быть самостоятельной и дистанцироваться от классов;

8) Для выполнения этих условий не подходит ни абсолютная монархия (поскольку основана на произволе одного лица), ни демократическая республика (в ней государственная власть недостаточно сильна и подотчетна обществу, что в итоге приводит к установлению власти неимущих, устанавливающих классовую диктатуру);

9) Поэтому единственный выход – в установлении конституционной монархии, где «начало власти органически сочетается с началом свободы». Это, в свою очередь, достигается за счет разделения властей – монархической (княжеской), законодательной и исполнительной. В сочетании с народным представительством, это создает гарантии правопорядка и прав личности;

10) В итоге независимая государственная власть сплачивает общество, решает «социальный» и «рабочий» вопросы, преодолевает влияние вредных идей (коммунизма). Это позволяет сохранить существующую экономическую и политическую систему, основанную на частной собственности, придав ей большую социальную направленность.

Таким образом, по замыслу Л.Штейна, монарх возвышается над всеми ветвями власти, является гарантом соблюдения законов и инициатором социальных реформ в интересах ущемленных слоев населения (способствует повышению уровня их образования, производительности труда, уровня потребления и др.). Эта идея конституционной монархии, балансирующей между интересами дворянства (юнкеры), класса буржуазии и пролетариата, стала идеологией реформ О.фон Бисмарка (отца прусского «государственного социализма», принявшего ряд законов по защите прав наемных рабочих). Что же касается идей Штейна о «надклассовом» характере государства, то это не столько утопия, сколько отражение реальной обстановки в Германии в 70 - ые – 80 - ые гг. Х1Х века. Здесь государство, осуществлявшее экономическую модернизацию, укреплявшее институты власти и стремившееся по мере возможностей решить «рабочий вопрос», действительно отстаивало по преимуществу национальные интересы. Как теоретик, Штейн может рассматриваться как идейный предтеча правого, реформистского крыла германской социал-демократии, к которому принадлежат такие видные фигуры, как Ф.Лассаль, Э.Бернштейн, К.Каутский, Ф.Эберт и другие.

 

 

Глава 32. Политико-правовые воззрения идеологов утопического социализма 19 в.

 

В первые десятилетия 19 в., когда либералы пытались укрепить и усовершенствовать буржуазные (т.е. гражданские) порядки, выступили мыслители, подвергшие эти порядки критике и попытавшиеся рационально (и наукообразно) сформулировать идеальные проекты общественного устройства, свободного от эксплуатации и угнетения. Поскольку в период их жизни конфликт между пролетариатом и буржуазией еще не принял антагонистических и радикальных форм, данные мыслители сохраняли надежду (иллюзию) о том, что возможно примирить противоположные социальные интересы и удовлетворить все общество в целом посредством мирных и эволюционных реформ.

 

1. Политико-правовая концепция А.Сен – Симона

 

Клод Анри Рувруа де Сен - Симон (1760 – 1825) – выходец из древнего аристократического рода Франции. Достаточно вспомнить, что его воспитанием и образованием руководили лучшие для той эпохи преподаватели, среди которых был знаменитый энциклопедист д`Аламбер. Сен - Симон прожил богатую и насыщенную событиями жизнь. В составе французских войск он принимал участие в борьбе северо - американских колоний за независимость. Был активным участником событий первых лет Французской революции. Будучи избранным в Национальное собрание Франции, где активно выступает за отмену основных привелегий дворянства и духовенства. Затем к мыслителю приходит разочарование итогами Французской революции, не принесшей облегчения жизни народа. Как следствие, с 1802 г. Сен – Симон всецело посвящает себя литературной работе, и прежде всего – сочинению проектов переустройства человеческого общества на разумной и рациональной основе. Главные труды, в которых Сен - Симон излагает свое видение будущего общественного строя – «Письма женевского обитателя» (1803) и «Промышленная система» (1821).

Ключевая идея политико – правого учения Сен - Симона – идея о неизбежности социального прогресса. Основные моменты его учения таковы:

1) Человеческое общество последовательно развивается от одной стадии к другой (теологической – античность и феодализм, метафизической – капитализм, и позитивной – социализм), и движется к совершенному «золотому веку», когда будет достигнуто счастье подавляющего большинства людей и возникнут широчайшие возможности для удовлетворения их потребностей;

2) В процессе развития обществ эпохи эволюционного органического развития сменяются периодами социального не равновесия и противоборства социальных групп;

3) Среди правовых норм важнейшую роль играют законы, устанавливающие не власть и форму правления, а законы, устанавливающие собственность и порядок пользования ею;

4) Социализм утвердится на позитивной стадии посредством постепенных реформ: устранение наследственной собственности, выкуп земель у владельцев, улучшение положения крестьян, а затем – отстранение от власти непроизводительных классов (феодалов, юристов, военных, землевладельцев – рантье) и передача ее в руки наиболее талантливых представителей промышленного класса (или индустриалов);

5) В новом состоянии общества сохранятся институт монарха, правительство (министерства) и представительные учреждения, но реальная власть сосредоточится в руках Совета промышленников; при этом активное участие народа в политике не подразумевается;

6) При новом строе сохранится частная собственность (т.е. капиталы заводчиков, торговцев и банкиров), а все общество будет превращено в единую, и централизованно управляемую по научному плану промышленную ассоциацию;

7) Новый порядок организации производства позволит достичь высочайшей производительности труда и благосостояния граждан, уменьшив тем самым значение законов, а также индивидуальных прав и свобод (люди будут удовлетворяться правильным образом жизни и научно организованным трудом);

Учение А.Сен - Симона не выражает однозначно интересы класса буржуазии либо пролетариата, но представляет собой утопию, предвосхищающую современные технократические концепции. В частности, учения Дж. Гэлбрейта об управленческом (менеджериальном) капитализме и «техноструктуре», согласно которому в условиях высокоорганизованного индустриального капитализма (крупных корпораций) главную роль играет не собственность, а качество управления, и выдвигается особый слой менеджеров, управляющих экономическими процессами в мировых масштабах.