Политико-правовое учение А.Гамильтона

 

Александр Гамильтон (1757 – 1804) – выдающийся американский государственный деятель, крупнейший идеолог американского конституционализма, одаренный публицист и оригинальный политический мыслитель. Один из ближайших сподвижников первого президента США Дж. Вашингтона. Он принадлежал к конституционалистам – движению, поставившему своей целью создание единого американского государства с сильной федеральной властью (их оппоненты – федералисты – выступали за верховенство прав штатов и слабую конфедерацию).

Его политико-правовое учение формировалось в сложной и драматичной политической ситуации. Так, после принятия Декларации независимости почти все штаты, как стали называть себя недавние колонии, уже в 1776 – 1777 гг. приняли собственные конституции, провозгласив суверенитет – и, следовательно, верховенство своих собственных законов.

Руководители борьбы за независимость попытались соединить воевавшие штаты в рамках единого государства – по очевидным причинам нужды войны требовали объединения их ресурсов. Однако ратификация Статей конфедерации, первой конституции США затянулась более чем на три года. Конституция, созданная в интересах ведения войны, принесла для нее мало пользы, а испытания миром не выдержала. Статьи конфедерации, создав слабую конфедерацию, обрекли страну на политическую неопределенность и прозябание в международных делах.

Внутри страны «парад суверенитетов» отдельных штатов постепенно сделал ситуацию катастрофической. Бесконтрольное печатание денег штатами стимулировала инфляцию и размах спекуляций.

В этой ситуации недавние руководители Войны за независимость созвали конституционный конвент для пересмотра Статей конфедерации, причем действовали они в глубокой тайне. Вскоре стало ясно, что исправить Статьи конфедерации нельзя, и в острых дискуссиях постепенно родилась новая конституция. Она содержала всего 5000 слов, что не мешает ей по сей день оставаться основным законом США.

Однако вступить в силу конституция могли лишь после обсуждения и одобрения ее в легислатурах девяти штатов, что неизбежно порождало сложности.

Так, когда 17 сентября 1787 года текст конституции стал известен, разразилась газетная буря, выявившая острое недовольство документом. В этой ситуации одним из первых в ее защиту выступил А.Гамильтон, решивший объяснить жителям своего штата Нью-Йорк преимущества новой конституции. Он привлек к сотрудничеству Джеймса Мэдисона (1751 – 1836), справедливо считавшегося «отцом конституции». Оба – Мэдисон и Гамильтон – были делегатами Конституционного конвента. Третьим участником предприятия стал опытный юрист Джон Джей (1745 – 1829), в то время президент Континентального конгресса. По обычаю своего времени, все трое решили сохранить анонимность, укрывшись в статьях, написанных для штата Нью-Йорк под одним псевдонимом Публий (имелся ввиду легендарный основатель Римской республики Публий Валерий Публикола).

А.Гамильтон задумал создать развернутое философское обоснование конституции, и одновременно – новую общегражданскую идеологию для формирующейся американской нации. Теоретические воззрения Гамильтона сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон первоначально считал необходимым положить в основу Конституции США.

Первая статья триумвирата появилась через месяц с небольшим после окончания заседания Конституционного конвента – 27 октября 1787 года, последняя – 28 мая 1788 года. Всего же появилось 85 статей под общим названием «Федералист». При этом личные заслуги авторов были неравноценны – так, Джей написал всего пять статей, не имевших особого значения. Пятнадцать статей принадлежали Мэдисону, пятьдесят одна – вышла из - под пера Гамильтона, и еще три написали совместно Гамильтон и Мэдисон. Авторство оставшихся одиннадцати статей не установлено. Опубликованные в «Федералисте» статьи содержали и основные положения политико-правового учения А.Гамильтона:

 

1) Любой народ и государство нуждаются в верховной власти, которая бы обуздывала их темные страсти и побуждала жить по принципам разума и справедливости;

2) Политические учреждения и правовые нормы – изобретение людей в целях общей пользы, имеющее свои достоинства и недостатки;

3) Суверенитет отдельных американских штатов влечет губительные последствия для всей нации – торгово-промышленную конкуренцию, борьбу за незанятые западные земли, конфликты между различными социальными группировками в каждом конкретном штате;

4) Только сильная центральная власть в рамках общеамериканской федерации способна создать сильное и прочное государство – ибо федерация будет барьером, препятствующим раздорам и народным восстаниям;

5) Для прочности государства необходимо учредить сильную власть президента, который бы избирался пожизненно и обладал широкими полномочиями – и в том числе правом контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей способен принимать «произвольные решения»;

6) Парламент должен быть двухпалатным, и формироваться на основе избирательного права с высоким избирательным цензом;

7) Деление людей на богатых и бедных, и соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, естественно и неустранимо;

8) Богатым и просвещенным людям самой природой предоставляется право быть представленными в высшем государственном органе – ибо только они способны обеспечить стабильность политического строя, и избежать нежелательных изменений и потрясений;

9) Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведут к ошибкам и заблуждениям, ослабив тем самым государство;

10) Дополнением к президентской и законодательной власти должен стать сильный Верховный суд с неизбираемыми и неответственными судьями.

 

Идеи А.Гамильтона были крайним выражением тех позиций, которых придерживались депутаты Конституционного конвента. В конце концов, конвент сумел выработать более мягкий вариант федеративной президентской республики. В то же время большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом, и составили фундамент конституционного строя США, что делает его наследие актуальным и по сию пору.

 

Глава 30. Политико-правовая доктрина либерализма

 

Само понятие «либерализм» вошло в европейский политический лексикон в начале 19 в. Впервые оно прозвучало в Испании, где в 1812 г. «либералами» называли группу делегатов – националистов в кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в г. Кадисе. Затем оно вошло в английский и французский, и позднее – во все европейские языки.

Либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, как в историческом, так и в национально – культурном и идейно – политическом плане. Он одновременно выступает как основанная на определенных принципах политическая доктрина, как комплекс принципов и установок, положенных в основу программ либеральных политических партий и движений, и одновременно – как определенный тип мировоззрения и мышления. Как политическая доктрина либерализм изначально отстаивал такие принципы, как правовое равенство граждан; наличие у них неотъемлемых прав (на жизнь, свободу и собственность) и свобод (слова, совести, собраний, на создание гражданских объединений и политических партий), имеющих приоритет перед интересами государства; договорная природа и правовой характер государства, свободный характер рыночных отношений, основанный на конкуренции и частном предпринимательстве; разделение властей, наличие сдержек и противовесов во властном механизме; национальной, религиозной и политической терпимости с законодательным обеспечением прав меньшинства; утверждение всеобщего избирательного права, и т.п. Как учение либерализм сформировался на базе философии английских и французских просветителей 18 – 19 вв. Дж. Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Ш. – Л.Монтескье. Либерализм – это детище Реформации и буржуазных революций (в частности, свое отражение либеральные идеи получили в английском Билле о правах 1689 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и французской конституции 1791 г., в Декларации независимости США 1776 г.) – ибо их участники руководствовались многими из тех идей, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения. Формирование либеральной доктрины происходило параллельно с утверждением конституционно – республиканских форм правления, капиталистического способа производства и упрочением позиций буржуазии как класса. Дальнейшее свое развитие как доктрина он получил в трудах французских физиократов (Тюрго), экономистов манчестерской школы, отцов – основателей США и идеологов американской демократии (Т.Джефферсона, Б.Франклина и Дж.Мэдисона), а также представителей немецкой классической философии (прежде всего И.Канта). Впоследствии либерализм развивался в рамках национальных школ (английской, французской, немецкой), и, прежде всего в творчестве таких мыслителей, как И.Бентам, Дж. Ст. Милль, Б.Констан, А. де Токвиль и В.Гумбольдт.

Английский либерализм связан с бурным развитием капитализма в последней трети 18 в. и с превращением Англии в одну из ведущих капиталистических держав мира (поэтому столь большое значение приобрели рассмотрение социальной роли частной собственности, проблема активного индивида, обеспечения неприкосновенности его основополагающих прав).