Политико-правовое учение Т.Джефферсона

 

Томас Джефферсон (1743 – 1826) – молодой виргинский плантатор, стремительно выдвинувшийся в число лидеров патриотического движения за четыре – пять лет до провозглашения независимости Соединенных штатов. Он успешно прошел многие ступени политической карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника графства до губернатора штата, а затем и президента страны. Само начало его карьеры было достаточно ярким. В 1774 г. он опубликовал анонимно – но об авторстве его было хорошо известно – блестящий памфлет «Общий обзор прав Британской Америки»и был внесен властями штата в проскрипционные списки для суда в Англии.

Благодаря этому о Джефферсоне узнали и в других колониях. Он был избран делегатом 1 - го, а затем и 2 – го Континентального конгресса. В июне 1776 г. 33 – летнему виргинцу поручили составление Декларации независимости. Это был поистине его звездный час. И даже если бы Джефферсон после принятия Декларации полностью устранился от политики, все равно его имя осталось бы в анналах истории. Ибо о войне за независимость в мире судят по Декларации 4 июля 1776 года, ставшей символом Американской революции. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Огромная популярность декларации независимости способствовали закреплению за Джефферсоном славы духовного вождя революции. Наряду с этим, декларация отражает характерные для данного мыслителя и его единомышленников политико-правовые представления. Другие важные для политико-правового учения Джефферсона моменты содержатся в его знаменитых «Заметках о штате Виргиния» (1785). Они в общем виде сводятся к следующему:

 

1) Человек является разумным существом, а полученное образование позволяет ему находить справедливые решения;

2) Все люди сотворены равными и наделены своим Творцом неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и «стремление к счастью»;

Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, а неотъемлемые права – феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически – политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

3) Правительство страны создается и действует на основе согласия людей повиноваться ему;

4) Долг управляющих состоит в защите прав и свобод управляемых;

5) Поскольку образованные люди склонны действовать здраво и в интересах наибольшего числа людей, они наиболее склонны к демократическому правлению;

6) Любые правители имеют склонность злоупотреблять властью, и избежать этого можно с за счет сближения власти и народа;

7) В силу своего происхождения (создается народом) и такого условия его существования (согласие народа) народ имеет право изменить или уничтожить не устраивающую его форму правления – т.о., «правом и долгом» людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму;

Таким образом, право народа на вооруженное восстание против противоправной власти обосновано в учении Джефферсона достаточно последовательно.

8) Единственно приемлемой для США формой правления может быть только республика.

Поскольку современная Джефферсону Европа не знала ни одной республики, его идеи по этому вопросу представляли собой новое слово в политической науке.

9) Поскольку только народ может быть подлинным гарантом свободы, его права следует не урезать, а всячески расширять – для этого следует отменить имущественный, религиозный и другие цензы, допустив к выборам всех свободных мужчин;

10) Одним из важнейших для демократии является законодательное закрепление религиозной свободы граждан – последняя относится к разряду естественных прав, и не является сферой вмешательства для любого правительства.

 

Т.Джефферсон – один из крупнейших теоретиков демократии в Новое время, мыслитель, чьи идеи легли в основу американской политической и правовой системы. Все это делает его наследие актуальным и по сию пору.