Правовое учение Ф.К.Савиньи

Правовое учение Г.Гуго

 

Основоположником исторической школы в юриспруденции является Густав Гуго (1764 – 1844) – профессор Геттингенского университета, автор «Учебника естественного права как философии позитивного права, и в особенности – частного права». Виднейшим представителем этой школы был Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861), изложивший свои взгляды в книге «Право владения», в брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» и в 6 - томном сочинении «Система современного римского права». Большую роль в ее становлении также сыграл Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846), основными произведения которого являются «Обычное право» и «Курс институций».

Главным объектом критики исторической школы стала т.н. школа «естественного права», которая требовала отказаться от системы феодального права и привести правовую систему в соответствии с «требованиями разума» и «природой человека» (т.е. теми принципами, которые отстаивала философия Просвещения).

Общие положения юристов «исторической школы» таковы:

1) Действующее в государстве право (публичное и частное) возникает по рациональным установлением «сверху» и в результате общественного договора, а спонтанно в результате общения между людьми и в зависимости от особенностей жизни конкретного народа;

2) Позитивное право является производным от норм обычного права, а те, в свою очередь – из глубин национального духа и самосознания;

3) Поскольку право рождается в результате естественного и эволюционного развития сознания народа (Г.Пухта: «преемственность правовых установлений является органической»), любые попытки его рационализации и улучшения, а тем более искусственного конструирования и введения системы права – бессмысленны, поскольку чуждые народному духу законы не привьются;

4) Назначение действующих в государстве юридических институтов состоит в сохранении и укреплении существующего общественного порядка (пусть даже самого реакционного), а также в постепенном упорядочивании (рационализации) норм обычного права и политических институтов (т.е. сугубо охранительные функции плюс незначительное совершенствование общества);

5) Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его полностью не могут.

 

 

Вторым по значимости представителем исторической школы права был профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи(1779 - 1861). Он проявил себя не только как теоретик, но также пытался активно влиять на правотворческий процесс в современной ему Германии. Когда в 1814 г. сторонник естественнонаучной доктрины Тибо предложил кодификацию немецкого права, Савиньи выступил в своей брошюре “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” против этого предложения, ссылаясь на его несвоевременность. В этой полемике, а также в сочинениях “Система современного римского права” (8 т., 1840 – 1849) и “Обязательственное право” (1851 – 1853) проявились основные принципы его правовой доктрины:

 

1) Убеждение многих правоведов о том, что право создается законодателем, является ошибочным – ибо правотворчество не зависит от случая или произвола;

2) Право всех народов складывается исторически - так же, как язык, нравы или политическое устройство;

3) Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько непосредственного восприятия юридических институтов;

4) Право проходит в своем развитии несколько основных этапов:

 

а) первоначально оно существует в общем сознании как “природное право”, находя формальное выражение в символических действиях, сопровождающих установление или прекращение юридических отношений;

б) далее, развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов, обособляющихся в отдельное сословие;

в) научная обработка существующих норм права юристами;

г) собственно законодательная деятельность, предполагающая кодификацию прежних норм и создание новых.

 

При этом в Германии, как полагал Савиньи, время для активного законотворчества и кодификации не пришло – поскольку в юриспруденции царил хаос разноречивых мнений, а органическая наука, способная выработать стройное уложение, отсутствовала. Изменить положение был неспособен и предлагаемый Тибо съезд юристов.