Политико-правовое учение Д.Локк

 

Иную, в корне отличную версию политического суверенитета и общественного договора предложил английский философ и политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704). Его учение формировалось в более позднее время и в иных политических условиях. Будучи сыном участника парламентской армии в период Великой английской буржуазной революции, он стал студентом и затем преподавателем Оксфорда. Затем Локк становится личным врачом лорда Шефтсбери, одного из основателей партии вигов, активно выступавшего против реставрационного курса Карла 2. Вместе с ним он эмигрирует в Голландию, где сближается со знаменитым Вильгельмом Оранским. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот, и проводивший абсолютистскую политику король Яков 2 Стюарт был изгнан из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский, согласившийся установить конституционную монархию и открывший доступ крупной буржуазии и дворянству к высшим государственным должностям. Две этих социальных группы фактически поделили между собой государственную власть. Компромиссная ситуация способствовала созданию более умеренных политических теорий, выражающих взгляды пришедших к власти политических сил. Автором такой теории стал Дж. Локк, изложивший свои взгляды в труде «Два трактата о государственном управлении».

Основные моменты политико-правового учения Локка таковы:

1) В естественном состоянии все люди свободны, равноправны, уважают свободу других и соревнуются друг с другом по законам честной конкуренции – т.е. никакой «войны всех против всех» в нем нет;

2) Неотъемлемым и естественным правом любой личности является право на жизнь, свободу и собственность (т.е. признается человек по своей природе не агрессивен, и предлагается новая версия сущности естественного права);

3) При этом в естественном состоянии встречаются отдельные преступники, которые преступают этот естественный закон, покушающиеся на права и свободы;

4) Чтобы защитить жизнь, собственность и свободу людей, необходимо заключить общественный договор, по которому создаются гражданское общество и государство;

5) Гражданское общество – это система частных (экономических) отношений, регулируемые с помощью права. В состав гражданского общества входят только собственники, а остальные остаются в естественном (т.е. нецивилизованном состоянии). Все вошедшие в это состояние обязаны подчиняться своему правительству и воле большинства;

6) Учрежденное с помощью договора государство представляет собой совокупность людей, подчиненных законам и создавших судебную инстанцию, призванную урегулировать конфликты и наказывать преступников;

7) При этом гражданское общество передает государству не всю полноту власти и суверенитета, а ровно столько, сколько ему требуется ля обеспечения внешней обороны и действия законов, для защиты жизни, свободы и собственности граждан (все остальные вопросы решает гражданское общество);

8) Государственная власть должна опираться в своих действиях на закон и не имеет права порабощать и разорять своих поданных, права которых защищены с помощью права (т.е. закон нужен не только для наказания преступников, но и для обеспечения прав граждан – т.е. предвосхищается идея правового государства);

9) Гражданское общество как совокупность свободных граждан не растворяется в государстве (как у Гоббса), а остается высшим сувереном и контролирует государственную власть;

10) Для лучшего контроля за властью и во избежание тирании необходимо разделение властей на исполнительную и законодательную;

11) Все свободные граждане должны получить право избирать законодательный орган, без одобрения которого исполнительная власть не должна принимать ни один указ (т.е. предлагается модель парламентской монархии и республики);

12) Любая форма правления опирается на общественный договор (абсолютная монархия такой формой не является). Лучшей из форм правления является демократия, но также приемлема ограниченная («номинальная») монархия.

Таким образом, оценивая общее значение идей Локка, следует отметить, что он является основоположником теории гражданского общества, разработчиком модели правового демократического государства, основанного на принципах законности и разделения властей, а также основоположником либеральной идеологии (с ней его сближают идеи экономической и политической свободы индивида, дешевое и действующее рамках закона государство).

 

Глава 21. Политико-правовые учения Нидерландской буржуазной революции

 

Вторым важнейшим центром развития политико-правовых теорий эпохи буржуазных революций стала Голландия. Это не случайно, поскольку Голландия – первая страна в Европе, где в результате национально – освободительной борьбы против испанского господства к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика (Республика Соединенных провинций).

При этом политическая жизнь этой молодой республики протекала под знаком борьбы двух основных политических партий – республиканской (выражавшей интересы буржуазии и социального слоя патрициев) и оранжистской (которую составляли приверженцы Оранского дома, представители которого по наследству занимали должность штатгальтера – главы государства).

В духовной жизни республики ведущую роль занимали идеология кальвинизма и кальвинистская церковь, пользующиеся поддержкой широких масс. В существующей политической обстановке кальвинисты в союзе с партией оранжистов вели борьбу с республиканской партией, выступавшей за свободу совести и терпимость по отношению к представителям различных вероисповеданий и сект.

Поэтому вполне закономерно, что основными темами политико-правовых учений этой эпохи стали борьба против религиозной догматики и разработка новых, более рациональных и светских взглядов на общество и государство. Выдающийся вклад в разработку этой раннебуржуазной (поскольку капиталистический уклад еще только зарождался) внесли голландские мыслители Гуго Гроций и Бенедикт (Барух) Спиноза. Оба этих учения (при всех имеющихся различиях) объединяет критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно – схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве.