Политические идеи Т.Мора

 

Томас Мор(1478 – 1535) – известный английский историк, философ, а также влиятельный политический деятель. Он родился в семье богатого горожанина, учился в Оксфордском университете. В молодости имел тягу к духовному поприщу, некоторое время провел в монастыре – однако обета не принял, покинув его стены и занявшись адвокатской практикой. В 1529 г., на вершине своей карьеры, он стал лорд – канцлером Англии (т.е. вторым человеком после короля). Но в 1535 г. он резко выступает против задуманной королем Генрихом 8 реформы английской церкви в духе идей Реформации (т.е. создания т.н. англиканского вероисповедания, причудливым образом сочетающей элементы католического и протестантского вероучений). За отказ принести присягу королю как главе новоучрежденной церкви он был в 1535 г. обвинен в государственной измене и казнен. Через 400 лет католическая церковь причислила его к лику святых как мученика за веру. Главное сочинение Мора – «Утопия», где в форме беседы с путешественником Гитлодеем он излагает свои взгляды на идеальное общество (или утопию).

Основные моменты политико – правового учения Томаса Мора:

1) Общество является результатом заговора богачей, а государство – орудием защиты их интересов и угнетения народа («Все государства представляются ничем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства своих личных выгодах»);

2) Законы, навязываемые народу от имени государства, используются для подчинения бедных людей богатым;

3) Никакое справедливое и разумное общественное устройство невозможны до тех пор, пока существует частная собственность; «Если она останется, то у наибольшей и лучшей части населения навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей»;

4) В отличие от несовершенного современного общества, в образцовом государстве Утопии нет частной собственности, и обществу принадлежат и средства производства, и производимая ими продукция;

5) Благосостояние и достаток людей достигаются введением всеобщей трудовой повинности (2 года в деревне, а затем переселение в город), а также за счет использования труда рабов (из числа военнопленных и преступников) и сокращения потребностей;

6) Для наиболее тяжелых и грязных работ используются рабы – т.е. военнопленные, преступники и выкупленные в других государствах смертники; «Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример их отпугивает на продолжительное время других от совершения подобных позорных деяний»;

7) По форме устройства утопийское государство является представительной демократией: каждые 30 семейств избирают должностное лицо (филарха), а 10 филархов – одного протофиларха; одновременно филархи на специальном собрании избирают правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом – принцепс избирается пожизненно но может быть смещен с поста, если его заподозрят в стремлении к тирании;

10) Все остальные должностные лица и сенат ежегодно избираются народом;

11) Все государственные дела (администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение продукции) решаются принцепсом совместно с сенатом и народным собранием.

Таким образом, преложенная Т.Мором форма правления отличается от всех традиционных форм (демократия, олигархия, монархия) и имеет смешанный характер. Сам же социальный проект имеет эклектичный характер, содержит элементы многих предшествующих и будущих социалистических теорий, на которые Т.Мор оказал значительное влияние. Он ввел понятие и жанр утопии не только как форму выражения идеала, но и как способ критики существующего строя.