Политические идеи Т.Мюнцера

 

Поэтому здесь на первый план выходит радикальное (крестьянско-плебейское) крыло Реформации, идеологом которого стал бывший учитель и проповедник Томас Мюнцер (ок.1490 – 1525 гг.). Важнейшие для Мюнцера религиозные идеи заимствованы у хилиастов – возможность непосредственного общения с Богом, которая важнее буквы Писания, обличение священников и монахов, богатых и знатных людей как фарисеев, а также вера в скорое установление царства Божия на Земле. Выступая первоначально посланцем Лютера, под влиянием идей анабаптистов он попытался направить реформационное движение на борьбу против социального неравенства и эксплуатации, всякой духовной и светской власти. Порвав с Лютером, называет его в своих письмах не иначе, как «братец Боров» и «братец Лежебока». Мюнцер проповедовал свои идеи в различных городах Германии и Швейцарии (в Праге, Альштадте, Нюрнберге), пока ему не удалось разжечь крестьянскую войну; опорным пунктом его движения стал Мюльхаузен, где при поддержке населения сторонники Мюнцера отстранили законную власть, изгнали духовенство, грабили дома и замки богатых и обучали жителей военному делу. В 1525 г. 8 – тысячная армия Мюнцера потерпела поражение от объединенных княжеских войск, а сам он был казнен. Основные идеи приверженцев радикального направления были изложены в «12 статьях» и т.н. «Статейном письме».

При этом требования, изложенные в «12 статьях», имели сравнительно умеренный характер: его авторы настаивали на выборности духовным лиц общинами, отмене крепостного права, уменьшении размера податей, оброков и барщины, устранении произвола в управлении и судах. «Статейное письмо», вышедшее из ближайшего окружения Т.Мюнцера, содержало гораздо более радикальные идеи, а именно:

1) Небходимо объединение всех крестьян в «христианский союз и братство» для освобождения от власти светских и духовных господ (члены союза избраны Богом, а остальные должны быть уничтожены) («Ибо безбожники не имеют права жить, если только избранные им это позволят»);

2) В этом союзе должен установиться справедливый общественный строй, основанный на равенстве, народовластии и общности имущества; («Народ будет свободен, и Бог будет господин над ним»; «Безбожники (т.е. власть имущие) будут сброшены с трона правления и возвысятся люди низшего сословия»);

3) Существующее государство используется феодалами не для защиты общих интересов, а для отстаивания собственных привилегий, и поэтому оно безбожно;

4) Для достижения своих целей народ вправе воспользоваться мечом, т.е. свергнуть власть светских и духовных господ («Нужен меч для истребления безбожников»; «Меч – столь же необходимое средство сокрушения безбожников, как еда и питье – для поддержания жизни»).

Таким образом, политическая доктрина Т.Мюнцера представляет собой политическое учение в духе «утопического социализма», своего рода «крестьянскую патриархальную утопию». При этом принципы устройства и управления в новом обществе им конкретно не осмысливались.