М.Т.Цицерон

 

Одной из наиболее выдающихся фигур древнеримской политико-правовой мысли был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г. до н.э.) – знаменитый оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. Он родился в богатой семье в Арпинуме, городке, расположенном в 100 километрах к юго-востоку от Рима. Он получил превосходное образование. Рано начав публичную карьеру, он уже в 80 – ые гг. до н.э. состоялся как адвокат. В 63 г. до н.э. он становится консулом. Будучи человеком разносторонних дарований, Цицерон оставил свой след в истории не только в качестве блестящего политика и великолепного оратора, но и как политический мыслитель, оставивший после себя интересныяе и глубокие произведения. Непосредственно проблемам государства и права посящены его работы «О государстве» и «О законах», отдельные политико – правовые проблемы отражаются в других произведениях и многочисленных политических и судебных речах. Как мыслитель Цицерон испытал значительное влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков (о кругорвороте форм правления), но пытался применить их идеи к политической реальности Древнего Рима.

Основные моменты политико – правового учения Цицерона:

1) Государство (рес публика) представляет собой достояние народа (рес попули), т.е. учреждается и управляется свободными и сознательными гражданами;

2) При этом государством является не любое скопление или соединение людей, а соединение множества людей, связанных общими законами и интересами («согласованное правовое общение», «общий правопорядок» – тем самым Цицерон предвосхищает идею правового государства);

3) Главной причиной происхождения государства является не столько слабость и страх людей, сколько потребность людей жить вместе. При этом оно возникает органическим путем на основе первичной ячейки (семьи), а не в результате общественного договора;

4) Главным предназначением государства является защита собственности подданых;

5) Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости (поскольку разум – это высшая часть души, обуздывающая все низкие страсти в человеке, то рабство разумно, так как лишает бесчестных людей возможности совершать беззакония);

6) Причиной различия разных форм правления является воля их учредителей и правителей;

7) В зависимости от числа правящих выделяются три простых формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия); все они несовершенны, но могут сохранять прочность, пока опираются на соответствующие законы. При этом Цицерон отдает предпочтение царской власти, а на последнее место ставит демократию, полагая ее режимом, при котором торжествует распущенность: «Я никогда не был сторонником народных институтов, и я верю, что лучшим государством является то, где господствуют лучшие»;

8) Главный порок всех форм правления состоит в их неустойчивости, которая легко превращает из правильных и разумных в искаженные (монархию – в тиранию, аристократию – в олигархию (богатейшие люди считаются наилучшими», демократию – в «безумие и произвол толпы» и т.д.);

9) Предотвратить такое вырождение государственности возможно лишь в рамках смешанной (сочетание царской власти, аристократии и республики) формы государственного устройства, которая обеспечивала бы прочность государство и правовое равенство его граждан : «Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были представлены суждениям и воле народа»;

Образцом такого смешанного правления он считал формировавшуюся при его жизни сенатскую республику, где царскую власть воплощали магистраты, сенат – полномочия оптиматов, а народную власть – полномочные народные собрания и трибуны. Таке совершенное правление в Риме удалось создать не благодаря деятельности отдельных учредителей (Ликург в Спарте, Солон и Клисфен в Афинах).

10) При этом смешанная форма правления является достаточно непрочной, и поэтому недопустим перекос в сторону любой из ее составляющих – магистратов, сената или народного собрания;

Возможность такого перекоса Цицерон видел в деятельности многочисленных рвущихся к власти военных диктаторов (Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.) триумвиров (Цезаря, Помпея и Красса), против которых решительно выступал.

11) При этом сохранение сенатской республики невозможно без достижения всеобщего согласия всех социальных слоев римского общества на основе общих законов и общего правопорядка; Поэтому Цицерон, будучи консулом, активно выступал против покушающихся на существующий порядок популяров («лжепопуляров») – Рулла, Катилины, Клодия и др. Так, в частности за ведущую роль в подавлении заговора Катилины он получил почетный титул «отец отечества», а в период трибуната Клодия вынужжден был покнуть Рим. С радостью воспринял убийство тяготевшего к установлению единоличной власти Цезаря, а в 44 – 43 гг. боролся против власти триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида), и в результате был казнен их сторонниками.

Другое важное, по Цицерону, условие общего блага – участие всех граждан в политике (иначе государство оказывается в опасности).

12) Лучшим правителем является человек, способный «заботиться о достоинстве и интересах граждан, опекун и защитник публичного начала» - т.е. ответственный и подчиняющий свои действия интересам общего дела (общества).

Одновременно Цицерон разработал собственную оригинальную концепцию права:

1) Содержащий в себе справедливость естественный закон является продолжением разумного начала, содержащегося в природе, и распространяется на всех людей и народы, призывая их к исполнению нравственного долга;

2) Справедливость требует воздавать каждому по его делам, не вредить другим людям и уважать частную собственность;

3) Поскольку естественное право возникло раньше любого писаного закона и раньше основания любого из государств – требуется соответствия ему всякого писаного закона;

Если бы его не было и права устанавливали бы себе сами народы, то было бы установлено право разбойничать, прелюбодействовать, предъявлять подложные завещания, и т.д.

4) Управление государством также должно соответствовать требованиям закона – требовал, в частности, законного характера империя (должностных полномочий), и равного подчинения законам и подчиняющихся, и подчиняющих (принцип «всеобщности права»).

 

Вклад Цицерона как в осмысление опыта римской государственности, так и в последующее развитие мировой политико-правовой мысли огромен. Появившиеся в эпоху Нового времени концепции суверенитета, разделения властей, гражданственности, политического консенсуса, правового государства имеют своим истоком учение римского мыслителя. Ш.Монтескье, в частности, писал по этому поводу: Цицерон, по моему мнению, является одним из самых великих умов, которых никогда не было: душа его прекрасна всегда, если бы не была слабой».