ИКТ и актуальность их использования в школьном образовании.

Особенности использования ИКТ и ЦОР в обучении истории

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспалительные заболевания конъюнктивы, век и слезного аппарата, а также глазницы в значительной степени сказываются на боеспособности военнослужащих. Если воспалительные заболевания век, как правило, временно выводят из строя, то заболевания слезных путей могут привести к неизлечимому слезотечению, которое несовместимо с продолжением службы в армии. Острые воспалительные заболевания глазницы несут реальную угрозу для жизни больного. Умение диагностировать, оказывать своевременную помощь, а также проводить профилактику этих заболеваний является одной из важнейших обязанностей войскового врача.

В заключение лекции лектор указывает литературу для самостоятельной подготовки и отвечает на вопросы слушателей.

 

Подполковник медицинской службы

А. Ян

«_____»_________________ 2011 г.

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. ИКТ и актуальность их использования в школьном образовании.

2. ЦОР и программные средства, используемые в процессе обучения истории.

3. Использование возможностей Интернета на уроках истории.

4. Методические аспекты использования ИКТ и ЦОР и подготовка учителя.

Краткое содержание лекционного материала

 

Государственный образовательный стандарт выделяет историю как стержень гуманитарных, обществоведческих курсов. История обеспечивает всей системе школьного образования необходимый гуманитарный и исторический аспекты, позволяет раскрыть связь разных областей знаний с человеком, их значение для личности и общества в динамике и взаимодействии. Изучение истории формирует у учащихся методологические знания, важные для изучения других дисциплин, историческое знание далеко выходящее за рамки предмета. Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования провозглашает одной из целевых установок следующее: развитие у школьников исторического мышления,т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Поэтому так важно выйти на уровень обучения в режиме коммуникативно-деятельностного взаимодействия обучаемых, в постановке проблемы формирования проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных компетентностей в самом процессе обучения. Отсюда, крайне важно научить учащихся взаимодействовать с различными современными источниками информации, анализировать, отбирать и эффективно использовать их достижения. Необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий обусловлена и бурными процессами информатизации современного общества.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом к учению как процессу умственного развития, от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно, актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении.

Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.

Поэтому внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Преподавание истории не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.