Конфуцианство

 

Конфуцианство. Его основоположником является Конфуций (Кун – Цзы) 551 – 479 гг. до н.э.). Был чиноником среднего уровня в одном из китайских царств, затем в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Имел много учеников, в конце жизни создал свою школу. Его основные взгляы изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. На протяжении веков этой книгой пользовались китайские правители и рядовые люди при решении частных семейных проблем, по ней сдавали экзамены будущие чиновники. Своими идеями Конфуций определил многовековые основы жизни китайского общества, и поэтому его возвели в культ и поклоняются.

Кредо Конфуция – обращение к древним традициям как к гарантии благополучной и гармоничной жизни (“Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее”; “Учиться и повторять изученное – разве это не радостно?”).

Главные принципы конфуцианского учения – порядок (следование ритуалу) (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь), преданность правителю (чжун), долг (и).

 

Основные идеи конфуцианства:

 

1) Человек живет не для себя, а для семьи, общества, государства, выполняет по отношению к нему определенные обязанности;

2) Необходимо достижение социальной гармонии – сам Конфуций жил в эпоху “войны царств” и искал пути преодоления этого состояния;

3) Самой лучшей является патриархально – патерналистская модель общества и государства – подданыые (простолюдины, низкие, младшие) должны подчиняться, а правители (высшие, лучшие и старшие) – проявлять о них отеческую заботу;

4) Такая модель будет работать при соблюдении каждым членом общества своего предназначения (идея “возвращения имен”): “Государь должен быть государем, подданый - подданым, отец – отцом, а сын – сыном” (т.е. быть ими не по названию, а на деле);

5) Одновременно на руководящие посты в государстве должны быть выдвинуты т.н. “благородных – мужей” (цзюнь – цзы), каждый из которых точен, справедлив и человечен, почитает старших, справедлив с равными себе и покровительствует младшим (идеальный чиновник);

6) Благо народа является конечной целью любой власти и управления;

7) Мудрый правитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство и престиж), и что они ненавидят (бедность и призрение);

8) Рещающую роль в управлении обществом должны играть не формальные законы и наказания, а моральное совершенствование людей и соблюдение ритуала, главным образом связанного с музыкой (ибо ритуал – это основа культуры, социального контроля и правосознания: “Если хочешь узнать, благополучно ли обстоит дело с правлением какой – либо страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке”);

9) Также желательно уменьшение различия между богатыми и бедными и отказ от войн (предлагал заменить их культурным проникновением).

Конфуций – один из самых почитаемых китайских мыслителей. Он определил модель управления, которая по сей день действует в Китае и приносит ему стабильность. Также сформулировал “моральный кодекс” для китайского чиновника, в соответствии с которым последний - не эффективный бюрократ, а образованный гуманитарий. Именно отсюда пристекают многовековой застой и коррупция, породившие отставание Китая от европейских обществ вплоть до последней четверти ХХ века.