Преобразования Петра I в сфере культуры.

Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту.

Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. – Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой граждан­ский шрифт.

В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости» (с 1728 г. – «Санкт-Петербург­ские ведомости»), от­крылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека.

В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Север­ной войны («Гистория Свейской войны»). Пётр организовал регулярное почтовое со­общение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские земле­проходцы достигли Курильских островов.

Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир вы­смеивавал в стихах противников реформ.

Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого.

Архитектура.В 1703 г. на­чалось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Тре­зи́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был пер­вый город России, застройка кото­рого велась по заранее разрабо­тан­ному плану. Утверждается архитектур­ный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контраст­ность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимст­вуются элементы западноевропейской архитектуры (готи­ческий шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата. От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича:

Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мной,

Что Петербург построил Сатана...

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени:

-Лет­ний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини);

-здание Две­надцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов);

-Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель)

Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петер­бургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Цар­ское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, пре­взойти Версальский дворец французских королей.

В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов), Меншикова башня (И. Зарудный).

Живопись. Ведущее место зани­мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные, в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчерки­вающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники:

-И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»);

-А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»).

-А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др.

Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа.

Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов.

Быт. При­чиной отсталости России царь-реформатор считал пат­риархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне пла­тили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица.

С целью обратить рос­сиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтиро­ванные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи. На них следовало являться с жёнами и до­черьми. Это означало конец теремнóго затворни­чества русских жен­щин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса»), умения танцевать. Воспитание молодых дворян прохо­дило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юно­сти честное зерцáло, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.).

Преобразования в области культуры позволи­ли России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати за­родилось низкопоклонство перед западной культу­рой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства.

Таким образом, реформы Петра I трудно оценить однозначно.

С од­ной стороны, реформы были непонятны и не­навистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В ре­зультате много­численных войн население страны сократи­лось.

С другой стороны, ре­формы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономичес­кого развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («про­рубил окно в Европу»).

Отношение Петра I к Европе было противо­речивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».

В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы вла­сти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоя­щему во главе государства – царю (императору).

 

**

 

 

.

 

.

 

 

.

 

.

 

.