Предмет и метод исторической науки

Образование множественного числа существительных, заимствованных из других языков

Заимствования из греческого языка  
- is - es
basis ['beisis ] (основа) bases ['beisi:z ]
сrisis ['kraisis ] (кризис) crises['kraisi:z ]
analysis[ə'nǽləsis ] (анализ) analyses[ə'nǽləsi:z ]
thesis['θi:sis ] (тезис) theses['θi:si:z ]
parenthesis[pə'renθisis ] (скобки) parentheses[pə'renθisi:z ]
axis['ǽksis ] (ось) axes['ǽksi:z]
hypothesis[hai'poθisis] (гипотеза) hypotheses[hai'poθisi:z]
diagnosis[daiəg'neusis] (диагноз) diagnoses[daiəg'neusi:z]
-on -a
criterion[krai'tiəriən] (критерий) criteria[krai'tiəriə]
phenomenon[fi'nominən] (феномен) phenomena[fi'nominə]
-a -ata
miasma[mi'azmə] (вредное испарение) miasmata[miaz'matə]
Заимствования из латинского языка  
-us -i /-ora / -era
nucleus['nju:kliəs] (ядро) nuclei['nju:kliai]
radius['reidies ] (радиус) radii['radii]
corpus['ko:pəs ] (кодекс) corpora['ko:pərə]
genus['dji:nəs] (род) genera['dji:nərə]
-a -ae
formula['fo:mujulə] (формула) formulalae (or formulas)
antenna[ǽn'tenə] (антенна) antennae[ǽn'teni:]
vertebra['və:tibrə] (позвоночник) vertebrae['və:tibri:]
-um -a
datum ['deitəm] (данное) data['deitə]
stratum ['streitəm] (пласт) strata['streitə]
quantum ['kwontəm] (часть) quanta ['kwontə]
erratum [i'reitəm] (опечатка) errata[i'reitə]
memorandum [memə'rǽndəm] (добавление) memoranda[memə'rǽndə]
addendum[ə 'dendəm] (приложение) addenda[ə 'dendə]
-es; -ix -ices
index['indeks] (указатель) indices['indaisiz]
appendix[ə' pendiks] (приложение) appendices[ə' pendaisiz]
matrix['meitriks ] (матрица) matrices['meitraisiz ]
-eau -eaux
tableau['tǽblou] (таблица) tableaux['tǽblou]
bureau[bjuə'rou] (бюро, контора) bureaux (or bureaus) [bjuə'rou]
Заимствования из итальянского языка  
-o -i
tempo['tempou ] (темп) tempi['tempi]

1. Предмет истории. История

2. Функции истории. Факты

3. Исторический процесс

4. Принципы исторической науки

5. Методы исторической науки

6. Вспомогательные исторические дисциплины

7. Историография

8. Источниковедение

9. Основные теории исторических закономерностей

 

Предмет истории. История наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить при­чины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Изучение прошлого возможно по трём направлениям: история собы­тий, история людей иистория идей.

Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Предмет истории подразделяется по ряду параметров: -по времени изучения: древняя, средних веков, новая и новейшая история;

-по изучаемым регионам и территориям: например, история Ев­ропы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

-по тематическим признакам: история политическая, экономиче­ская, во­енная, культуры, науки, история какой-либо научной про­блемы (например, история интеллигенции, Великой Отечественной войны).

История лишена возможности эксперимента. Прошлое не знает сослагательного накло­нения. Можно спорить о судьбе России в случае выбора князем Владимиром другой религии, отсутствия на престоле Петра I, поражения большевиков в 1917 г., устранения В. И. Ленина или И. В. Сталина, но невозможно вернуться назад и изменить историю.

Функции истории.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит в изучении исторического пути России, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

2. Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений политического характера.

3. Мировоззренческая функция формирует научное мировоззрение.

4. Воспитательная функция. Изучение истории воспитывает нравственные и гражданские качества, такие как патриотизм.

Факты. История делится на факты и их интерпретацию (объясне­ние). Фактустановлен­ное событие. Факты делятся на 3 группы:

-общепризнанные, абсолютные факты;

-предполагаемые, гипотетические факты;

-ложные, не существовавшие факты.

Историк обязан осторожно ин­терпретировать факты. Одни и те же факты разные люди оценивают по-разному.

Исторический процессрезультат слож­ного, противоречивого взаимо­действия, взаимовлияния различных политических и экономиче­ских сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также от­дельных исторических личностей.