Диагностика музыкальных способностей.
Диагностика.
Оценка и развитие природных данных ученика
Тема 1
Проблема диагностики музыкальных способностей – одна из самых актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она связана с задачами профессионального и индивидуального отбора.
Цель диагностического исследования:
в результате полученных данных и на их основе разработать программу развития вокальных способностей учеников.
Задачи:
· выявить музыкальные способности;
· выявить наличие вокального слуха;
· определить исходный вокальный уровень развития певческого голоса;
· выявить характер испытуемого и уровень его общей культуры;
· обеспечить индивидуальный подход к каждому солисту.
Для начала работы с учениками нужно узнать исходные данные о них. Можно воспользоваться следующей таблицей:
Фамилия имя | Возраст | Место раб. | учёбы | Домашний адрес | |
В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трёх основных способностей:
· музыкальный слух;
· музыкальная память;
· чувство ритма.
Музыкальный слух:
Ладовое чувство:
· эмоциональная активность во время звучания музыки;
· высказывание о музыке с контрастными частями;
· узнавание мелодии по фрагменту;
· определение окончания мелодии;
· определение окончания мелодии на тонике.
Музыкальная память:
· пение знакомой мелодии с сопровождением и без него;
· пение малознакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения (после нескольких прослушиваний);
· подбор на инструменте знакомой и незнакомой мелодии.
Чувство ритма:
· воспроизведение музыки в хлопках и притопах;
· соответствие ритма движений ритму музыки;
· повторение на слух заданной ритмической фигуры.
После проведения диагностического исследования полученные результаты нужно занести в протокол обследования в виде таблицы. Уровень развития музыкальных способностей обычно оценивается по трехбалльной системе оценок: 3 балла высокий уровень (самостоятельное выполнение задания); 2 балла – средний уровень (выполнение задания при поддержке педагога); 1 балл – низкий уровень (невыполнение задания), например:
Фамилия, имя | Муз. слух | Муз. память | Ритм | Общ. б. |
Сидорова Катя | ||||
Клюева Юля | ||||
Фокина Ксения | ||||
Дёмина Нэля | ||||
Котова Ира |
Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Ученик может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Диагностика, которая проводится при наборе желающих петь в вокальной студии или в кружке, рисует лишь приблизительную картину их способностей. Большую роль играет и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые певцы очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Картина становится яснее после нескольких занятий. И здесь ответственность ложится на руководителя, от которого требуется упорная и терпеливая работа.
Через некоторое время (3-4 месяца) можно провести повторную диагностику музыкальных способностей, которая покажет, что с развитием вокальных данных повышается общий уровень развития музыкальных способностей:
Фамилия, имя | Муз. слух | Муз. память | Ритм | Общ. б. |
Сидорова Катя | ||||
Клюева Юля | ||||
Фокина Ксения | ||||
Дёмина Нэля | ||||
Котова Ира |