Краткий обзор вокальной методики некоторых известных педагогов.

 

Крупнейшим известнейшим педагогом, основоположником эстрадно-джазовой школы в России считается Владимир Христофорович Хачатуров (Хачатурян) – замечательный певец, выдающийся артист. Он создал и возглавил факультет эстрадно-джазового пения в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства. При этом училище им была создана детская музыкальная школа с эстрадным уклоном. Впервые в России в этой музыкальной школе было организовано вокальное отделение, где детей обучают пению в эстрадной манере. Впервые в России была создана последовательная система воспитания эстрадного певца от самого начала его пути в детской музыкальной школе через обучение в студии, затем на подготовительном отделении, далее в училище и, наконец, в институте.

Свою вокальную методику эстрадно-джазового пения В.Х. Хачатуров создал на основе итальянской школы пения. Будучи сам замечательным камерным певцом, исполнявшим как классическую, так и современную музыку, он знал и всегда говорил: «Эстрадная манера при классической вокальной школе». Увы, не все понимали и понимают это до сих пор. Манера исполнения может быть какая угодно: джазовая, попсовая, эстрадная и т.д., но при этом школа, вокальная школа – классическая итальянская.

Основная мысль В.Х. Хачатурова заключалась в том, что «главное – это образ, всё остальное придёт». Эта его фраза выражает не только его вокальную, но и его педагогическую методику вообще. Мысль о «первичности образа» чрезвычайно важна для всего исполнительского искусства, а вокального тем более. Но как часто в работе над определённой технической задачей преподаватель забывает о том, во имя чего это делается, ведь вокальная техника – это лишь средство для выражения образа, заложенного композитором в музыкальном произведении. Решение технических задач не может быть оторвано от образных. Эти процессы должны идти параллельно. Владимир Христофорович Хачатуров говорил: «Нельзя втискивать ученика в свои рамки, нельзя всех стричь под одну гребёнку, даже если эта гребёнка очень высокого полёта».

В последние годы появилось множество новых интересных вокальных

методик, основанных на опыте педагогов-практиков, занимающихся преподаванием эстрадно-джазового пения.

Так В. Коробка, известный широкому кругу зрителей по проекту «Фабрика звёзд», считает, что работа по обучению и самообучению музыканта-вокалиста должна вестись одновременно по трём направлениям:

1. Работа над совершенствованием музыкально-образной сферы

конкретного исполнителя – главная задача.

2. Работа над постановкой голоса, совершенствование техники

владения аппаратом (голосом) – вторая важнейшая задача.

3. Работа над стилем. Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую ориентацию, которая, в свою очередь, определяет

манеру пения, а, следовательно, и звукоизвлечения.

В эстрадном жанре вокалист должен уметь петь так, чтобы даже без музыкального сопровождения хорошо ощущалась основная ритмическая пульсация («граунд бит») в строго определённом «времени». Поэтому певцу необходимо работать над совершенствованием своего ритмического чувства.

В.Коробка считает, что «исполнитель должен тренироваться в передаче своего состояния через звук. Звук должен быть насыщен эмоциональным состоянием, чувственным состоянием музыкального образа…Пение без чувственного состояния – это абсурд. О таком звуке можно сказать: высокий или низкий, в нём такое-то сочетание частот, он беглый или нет и др. Всё это технические характеристики, а они могут интересовать лишь специалистов с позиции ремесла» (8, с. 43).

Очень широкую известность в нашей стране и за рубежом приобрёл фонопедический метод развития голоса (ФМРГ), разработанный В.В.Емельяновым. Этим методом пользуются академические, эстрадные, джазовые певцы, исполнители народной музыки. «Фонопедический» метод имеет восстановительно-профилактическую и развивающую направленность. Сам автор определяет его как «метод приоритетного решения задач координации и тренажа с целью создания материальной базы для работы над эстетикой пения и эмоционально-образными исполнительскими задачами» (6, с. 74).

В.В.Емельянов известен также своей исследовательской деятельностью

в области регистровой механики и физиологии голоса. Он считает, что гортань любого человека способна издавать звуки в четырёх звуковысотных регистрах. Интересен с точки расширения голосовых возможностей свистковый (его ещё называют флейтовым или фистульным) регистр, который включается обычно у детей первых лет жизни в экстремальных жизненных или игровых ситуациях. В более старшем возрасте произвольный выход на свистковый режим бывает затруднён стеснением и отсутствием мотива: «зачем визжать и пищать»? А В.В.Емельянов изобрёл голосовые игры и специальные упражнения, провоцирующие свистковый регистр для его полного развития.

В.В.Емельянову принадлежит гипотеза о том, что трахея может играть и играет не только энергетическую (дыхательную) роль, но и генераторную (т.е. непосредственно голосообразующую). «На уровне здравого смысла очевидно, что средний человек может говорить, а профессионал может петь с насморком, тонзиллитом, фарингитом, даже ларингитом. Если воспалена трахея – в большинстве случаев голос пропадает, даже при здоровых голосовых складках и других лор-органах. Это уже наводит на мысль о важности трахеи для процесса голосообразования и не только как органа дыхания» (6, с. 91).

При разработке своей методики известный педагог Н.Попков в качестве эталона взял широко распространённый в США (в популярно-джазовом пении и роке) тип голоса, который у нас в стране называют «чёрным», поскольку им, в первую очередь, обладают вокалисты с тёмным цветом кожи, прежде всего афро-американцы. Автор предпочитает его называть «эстрадным прикрытым» типом голоса. Методика построена таким образом, что процесс формирования голоса идёт автоматически по мере освоения материала.

Если говорить о зарубежной методологии, то широкое распространение и признание получил метод Сета Риггса. «Секрет заключается в приёме, который называют «пением в речевой позиции» (когда гортань находится в таком же положении, как и во время речи). Он позволяет вам при пении пользоваться голосом также легко и комфортно, как вы это делаете во время разговора. Независимо от регистра и громкости, рот и горло ведут себя одинаково. Ваш тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными как вам самим, так и вашей аудитории» (17, с. 2). С.Риггс считает, что этот метод применим к любому музыкальному направлению и позволяет свободно и чисто петь во всём диапазоне.

Немалый интерес вызывает методика К. Линклэйтер, описанная в её книге «Освобождение голоса», которая неоднократно выходила в крупнейших издательствах США и переведена на многие европейские языки. На русский язык книга переведена Л.Соловьёвой, которая ведёт сейчас занятия по этой методике в Москве.

Цель метода К.Линклэйтер – заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для этого препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободны от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи – психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и всё богатство мысли.

Преподаватель Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства Е.Ю. Белоброва считает, что заниматься вокалом можно и нужно в любом возрасте. Вот что она говорит по этому поводу: «Система занятий рассчитана на любого человека, который никогда не занимался ни пением, ни музыкой. Существует множество примеров, доказывающих, что так называемых «безголосых» людей вообще не бывает. Петь может каждый, кто этого очень захочет – вокал не знает границ. Ведь у поп-музыки иные требования, чем у классической. Важна лишь ваша индивидуальность. Выносливость и пластичность голоса вырабатывается постоянными тренировками при помощи вокальных упражнений, которые ученики должны выполнять как в классе, так и дома. Начинающие обретают уверенность в своих силах, а ребята, уже поющие в рок- или поп-группах, совершенствуют технику, увеличивают диапазон, осваивают новые стили и вокальные приёмы» (9, с. 55).

По мнению Е.Ю.Белобровой, распространённое мнение о том, что для достижения существенных успехов в искусстве необходимо заниматься им с детства, не совсем верно. Возможно, для достижения результатов в игре на скрипке, это и принципиально, но для развития своего самобытного творческого «я» подходит любой возраст. Общеизвестно, что вокальные педагоги предпочитают работать со студентами в возрасте от 16 лет. В это время вокальный аппарат уже полностью сформировался и может выдерживать учебные нагрузки. За последние 10 лет отмечена интересная тенденция: взрослые люди, даже имеющие опыт «неправильного» пения или никогда до этого не занимавшиеся музыкой, тем не менее достигают лучших результатов, чем многие подростки. Прекрасно осваивают вокальную технику и зрелые музыканты – ведь многим умение петь необходимо в ежедневной работе: прописать бэк-вокал, напеть мелодию голоса в только что сочинённой песне, или удивить своих давних поклонников профессиональным владением этим сложнейшим инструментом – человеческим голосом.

 

Раздел V