Значение режима и соблюдение общегигиенических правил. Уход за голосовым аппаратом.

Гигиена голосового аппарата и режим певца.

Тема 1.

Общее здоровье организма – главное условие здоровья голоса. В распорядок дня нужно включать не только работу над голосом, но и упражнения для поддержки организма в хорошем состоянии (полезны все виды спорта при соблюдении умеренности, кроме тех видов, которые нарушают эластичность дыхания, резко запирают его), обращать внимание на правильную осанку. Певец должен стоять не скованно, а так как удобно для пения. Изменения основной позы могут быть очень эффективными при работе в конкретных музыкальных стилях.

Инструментом вокалиста является его тело, поэтому, за физическим состоянием, за здоровьем организма необходимо тщательно следить. Так же нужно заботиться о психическом и душевном самочувствии.
Необходимо помнить о том, что заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца, мочеполовой системы или же астения, невроз и многие другие заболевания напрямую влияют на качество голоса. Нежелательна резкая смена температуры (жара, духота, холод); недопустимо длительное пение без перерывов, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание, пение в больном состоянии; следует избегать речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. На мышечную ткань связок прямо либо косвенно (через нервную систему) могут повлиять пыль, испарения, смог, дым и т.д.

Наиболее частой причиной обращения к врачу со стороны певцов являются всевозможные простудные и профессиональные заболевания горла – ларингит, фарингит, ангина, синуситы, риниты.

 

Запрещено во время пения:

1) алкоголь и наркотики;

2) курение;

3) пение после принятия пищи (принимать пищу можно за час до пения, т.к. энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пищи, движения замедляются, ослабевает внимание и координация, кроме того, излишняя слизь, которая вырабатывается железами, может мешать колебаниям связок);

4) нельзя перед пением есть мороженое, селёдку, семечки, орехи, шоколад, пить очень охлаждённые напитки;

5) перед пением противопоказана баня и использование фена для сушки волос;

6) чрезмерное кашляние, чихание, а также резкие звуки, получаемые при помощи неожиданного выброса воздуха, которые могут причинить боль и даже повредить нежную мышечную ткань связок;

7) чрезмерно громкое пение или разговор;

8) аэрозоли, таблетки, горячий чай, которые не сделают голос лучше;

9) эмоциональный стресс и утомление;

10) гормональные факторы (у женщин естественные изменения организма во время беременности, климакса и даже менструации вызывают утолщение тканей, в том числе и голосовых связок; в эти периоды следует соблюдать осторожность, т.к. связки не будут реагировать и двигаться так же быстро, как это они делают в обычной ситуации).

 

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях:

· пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук;

· пение на репетиции в маленьком помещении, особенно с живыми барабанами;

· работа на концерте без мониторов.

Почти 80% срывов голоса приходятся на такие ситуации. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать, в худшем – можно потерять голос.Дажеесли с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Ни один спортсмен не выступает в соревнованиях без предварительной разминки. Профессиональное пение требует точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Бытует мнение, что распевку может заменить рюмка коньяка. Представьте себе спортсмена, выпившего перед выступлением… Алкоголь учащает пульс, усиливает приток крови в том числе и к голосовым связкам. В результате они разбухают, но не растягиваются. Разогрева, как такового не происходит. То, что вам стало «море по колено», совершенно не говорит о готовности вокального аппарата выполнить свои функции.
Поэтому, качественная распевка просто необходима перед выступлением, ведь она сохраняется несколько часов. А если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией.

Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок. Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течение концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше – травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам концерт, а вечеринка после.