Сонорные согласные.

Гласные звуки.

Особенности произношения и пения на английском языке.

С пением на английском языке рано или поздно сталкивается в своей практике любой певец. Кроме того, на примере некоторых особенностей английского произношения легко понять принцип работы голосового аппарата.

Теория образования звуков речи является лишь частью лингвистики, но она особенно важна для певца. Основное практическое знание звукоформирования поможет певцу правильно и точно скоординировать работу артикуляционного аппарата, доведя её при пении до автоматизма, как при разговоре.

Для певца особенно важны гласные, которые «несут» звук. В английском языке это гласные а, е, i, о, и и согласные, которые используются для артикуляции.

Чтобы произнести различные гласные звуки, рот изменяет свою форму, а гортань – позицию. Попробуем следующее упражнение.

Произнесите ah – язык просто плоско лежит.

Скажите oh – язык остаётся плоским, но губы округлятся.

Теперь скажите оо – ваша челюсть слегка поднимется, губы округлятся, а гортань опустится.

Скажите ещё раз ah и отметьте положение языка.

Произнесите ау – передняя часть языка поднимается и выдвигается слегка вперёд.

Теперь скажите ее – гортань поднимается.

Скажите несколько раз ее и еh, чтобы почувствовать те места, на которых образуется звук, а также изменения, которые происходят внутри ротовой полости и глотки.

В английском языке много дифтонгов. Дифтонги – это сочетание двух гласных в одном слоге. Например, слово «I» (аi). В качестве противоположного примера можно привести слово «beat», состоящее из двух гласных, но не содержащее дифтонг – только один звук ее. Английская буква i произносится носителями английского языка как дифтонг: ah – ее.

Такое произнесение должно быть сведено к минимуму во время пения. Когда мы поём, например, слово «idle», первым звуком должен быть ah, азвук ее должен быть произнесён лишь слегка, перед тем, как перейти к следующему слогу. Оба элемента дифтонга должны быть пропеты отчётливо, то есть звук ah не должен подавлять звук ее, но переход должен быть сделан правильно, быстро и легко.

Возьмём, к примеру, слово «music». В этом слове есть особый дифтонг, называемый «скольжением», в нашем примере это сочетание звуков ее – оо. Слово будет звучать очень странно, если певец будет удлинять начальный звук ее в первом слоге и лишь слегка «заденет» звук оо. Чтобы пропеть этот дифтонг, он должен спеть mее – оо, пропевая начальное еенасколько возможно быстрее и переходя к звуку оо.

Некоторые согласные носят название сонорных. Это l, m, n и r. Как и гласные, они слегка продлеваются – их можно «пропеть». Но, в отличие от гласных, их произносят с частично или полностью закрытым ртом. Попробуйте пропеть любой из этих сонорных звуков; затем, не прерывая пения, откройте рот – и вы увидите и услышите, что они превращаются в какой-то гласный звук, обычно ah.

При пении звуки l и r могут быть достаточно трудными. Существует много способов произнесения этих согласных в английском языке, а американский вариант английского языка даёт ещё больше вариантов произнесения.

Образование этих согласных в задней части глотки не только подавляет воздушный поток (на гласном), но также искажает гласные, которые предшествуют этим звукам и следуют сразу за ними. Наконец, l и r требуют существенной переконфигурации языка и горла.

Основное правило гласит: l во время пения на любом языке должно приближаться к соответствующему итальянскому согласному, так как в этом языке он произносится скорее на зубах, чем в задней части глотки. Это означает, что l нужно произносить, поднимая кончик языка и ставя его на заднюю стенку верхних зубов. Чтобы проэкспериментировать и попрактиковать это, спойте «lа, lа, lа» и так далее с опущенной челюстью (с открытым ртом). Это упражнение поможет усвоить правильное положение языка и горла при произнесении этого сложного для пения звука.

Звук r ещё более сложен. «Падающее» r необходимо употреблять, если за ним идут другие согласные или гласные звуки («earth», «form», «forth», «foretell»). Когда за r следует гласный звук или оно стоит отдельно (например, в конце слова), английское r должно приближаться к итальянскому r с одним прикосновением кончика языка к альвеоле. Попробуйте произнести звук d. А теперь скажите r в том же самом месте. В английском языке это грассирование не должно быть утрированным, хотя в записях до 1950 года можно услышать грассирование r. Необходимо заметить, что в итальянском языке r обычно грассируется (то есть кончик языка «дрожит» на альвеоле), в то время как в английском языке язык просто касается альвеолы один раз.

Как и у гласных, характерной особенностью образования звуков m, n и ng является голосовая вибрация, сохраняемая в течение всего времени их произнесения. Звук ng так же является сонорным. Рассмотрим слово «singing». Чтобы получился настоящий гласный, необходимо открыть рот, а чтобы получился сонорный звук, рот должен быть закрыт. Хотя «жужжание» в носовой области при произнесении m и n часто является упражнением для певцов с целью «выдвинуть» звук, носовой призвук обоих звуков ни в коем случае не должен подчёркиваться во время пения. Вообще утрирования носового призвука при пении следует всячески избегать. Конечно, во время пения упражнений вам может показаться, что чем больше «носа» в вашем звуке, тем лучше работает ваш головной резонатор. Тем не менее, вы должны чётко различать пение в «вокальной маске» и пение «в нос». Второе является ошибкой. И вы должны почувствовать эту грань. Даже во французском языке не следует утрировать пресловутый носовой призвук, это негативно скажется на общей вокальной позиции. Тем более, сонорные звуки в итальянском, английском и немецком языках не следует подчёркивать. Кстати, певцы должны знать, что аналога английскому звуку ngне существует в итальянском языке. В итальянском сочетание ng следует произносить отдельно: сначала n, а затем твёрдое g.

Раздел III