Понятие высокой вокальной позиции.
Умение пользоваться резонаторами, посылать звук в единственно нужную точку, где бы голос концентрировался акустически и художественно, – чрезвычайно ценно (пение «в фокусе»).
Певец со звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энергии концентрируется в звуке в зоне высокой певческой форманты.
Почему же звук, в котором большой процент энергии сконцентрирован в высокочастотной области, имеет лучшую полетность, когда все частоты спектра распространяются в пространстве одинаково? Как оказалось, это качество полетности связано с особенностями восприятия звуков нашим слухом.
Наш слух имеет неодинаковую чувствительность к разным частотам. Звуки одной силы (амплитуды) на различных участках звукового диапазона воспринимаются слухом как звуки неодинаковой громкости. На одних участках диапазона мы ощущаем их как значительно более громкие, чем на других. Если менять высоту звука одинаковой силы на всем диапазоне частот, которые может воспринять ухо, то в зоне от 500 Гц до 3000 Гц он будет восприниматься как наиболее громкий. Вверх и вниз по звуковой шкале от этой зоны он будет становиться для уха все более и более слабым и наконец вовсе исчезнет, дойдя до нижнего и верхнего порогов слышимости. При достаточной силе звука слух воспринимает от 16 Гц внизу до 20 000 Гц наверху. За этими пределами лежат соответственно инфра- и ультразвуки, которые мы не слышим (их слышат только некоторые виды животных).
Зона лучшей слышимости включает ту область, в которой располагаются все речевые и певческие форманты. Именно здесь звуки несильные воспринимаются как достаточно громкие. Особенно чувствительно ухо к области 2500—3000 Гц, т. е. к области высокой певческой форманты. На эту область резонирует наружный слуховой проход уха, и потому он сильно передает эти колебания барабанной перепонке, чем и объясняется качество полетности звука, его способность "лететь через оркестр", быть хорошо слышимым в больших помещениях. Когда в спектре звука много высоких частот, попадающих в зону лучшей слышимости, то даже при небольшой силе подачи звука, т. е. незначительной его энергии, он воспринимается как звук громкий. В этом случае мы говорим о полетности звука. Если в его спектре мало частот, попадающих в зону лучшей слышимости, то он плохо улавливается слушателем, даже если певец старается придать ему большую силу. Значит, качество полетности зависит не от того, как звук летит, распространяется (все звуки распространяются одинаково), а от того, как он улавливается ухом.
Умение правильно формировать тембр голоса, делать его летящим, полетным — чрезвычайно важно. Представим себе условно, что два певца поют, давая звук равной энергии, т. е. суммарная сила всех обертонов у них равна. Первый певец формирует тембр так, что основная энергия звука у него приходится на область основного тона и низкочастотных обертонов. У мужских голосов, например, основные тона голоса не превышают 500 Гц, т. е. никогда не попадают в зону лучшей слышимости уха. Звук, сформированный без усилия со стороны певца в таком качестве тембра, т. е. с таким спектром, будет восприниматься как звук маломощный. Для того чтобы быть для уха громким, надо очень сильно повысить энергию звука, т. е. дать голосовому аппарату большую нагрузку.
Однако тембр может быть сформирован совсем по-другому, так что основная энергия будет содержаться в высоких обертонах, в области высокой певческой форманты. Этот звук с иным по спектру распределением энергии для слушателя будет неизмеримо более громким, поскольку основная часть энергии будет восприниматься самой чувствительной зоной уха. В поставленном голосе, в хорошо оформленном певческом тембре энергия всегда распределена так, что примерно 30% ее сосредоточено в области высокой певческой форманты. Так достигается хорошая полетность.
Построение спектра с максимальной концентрацией энергии в области высоких частот — важнейшее физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной слышимости при минимальной затрате энергии, что в практике называется высокой позицией звука. Это хорошо знают вокальные педагоги, работающие главным образом над формированием тембра голоса, над высокой позицией звука, а не над выработкой его силы.
Таким образом, высокая позиция звука – вибрационное чувство, связанное с хорошей вибрацией верхних резонаторов (полости выше нёбного свода). Она даёт возможность верно судить о качестве тембра, в котором присутствует частота, называемая верхняя певческая форманта (ВПФ), образующаяся при правильной работе гортани. Тембрально правильно оформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. Поэтому, следует не гнаться за силой звука, а работать над выявлением наилучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.
Тема 6.