Понятие высокой вокальной позиции.

 

Умение пользоваться резонаторами, посылать звук в единственно нужную точку, где бы голос концентрировался акустически и художественно, – чрезвычайно ценно (пение «в фокусе»).

Певец со звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энер­гии концентрируется в звуке в зоне высокой певческой форманты.

Почему же звук, в котором большой процент энергии сконцен­трирован в высокочастотной области, имеет лучшую полетность, когда все частоты спектра распространяются в пространстве одина­ково? Как оказалось, это качество полетности связано с особен­ностями восприятия звуков нашим слухом.

Наш слух имеет неодинаковую чувствительность к разным ча­стотам. Звуки одной силы (амплитуды) на различных участках зву­кового диапазона воспринимаются слухом как звуки неодинаковой громкости. На одних участках диапазона мы ощущаем их как зна­чительно более громкие, чем на других. Если менять высоту звука одинаковой силы на всем диапазоне частот, которые может вос­принять ухо, то в зоне от 500 Гц до 3000 Гц он будет восприни­маться как наиболее громкий. Вверх и вниз по звуковой шкале от этой зоны он будет становиться для уха все более и более слабым и наконец вовсе исчезнет, дойдя до нижнего и верхнего порогов слышимости. При достаточной силе звука слух воспринимает от 16 Гц внизу до 20 000 Гц наверху. За этими пределами лежат соответственно инфра- и ультразвуки, которые мы не слышим (их слышат только некоторые виды животных).

Зона лучшей слышимости включает ту область, в которой рас­полагаются все речевые и певческие форманты. Именно здесь звуки несильные воспринимаются как достаточно громкие. Осо­бенно чувствительно ухо к области 2500—3000 Гц, т. е. к области высокой певческой форманты. На эту область резонирует наруж­ный слуховой проход уха, и потому он сильно передает эти коле­бания барабанной перепонке, чем и объясняется качество полет­ности звука, его способность "лететь через оркестр", быть хорошо слышимым в больших помещениях. Когда в спектре звука много высоких частот, попадающих в зону лучшей слышимости, то даже при небольшой силе подачи звука, т. е. незначительной его энер­гии, он воспринимается как звук громкий. В этом случае мы гово­рим о полетности звука. Если в его спектре мало частот, попадаю­щих в зону лучшей слышимости, то он плохо улавливается слуша­телем, даже если певец старается придать ему большую силу. Зна­чит, качество полетности зависит не от того, как звук летит, рас­пространяется (все звуки распространяются одинаково), а от того, как он улавливается ухом.

Умение правильно формировать тембр голоса, делать его ле­тящим, полетным — чрезвычайно важно. Представим себе условно, что два певца поют, давая звук равной энергии, т. е. суммарная си­ла всех обертонов у них равна. Первый певец формирует тембр так, что основная энергия звука у него прихо­дится на область основного тона и низкочастотных обертонов. У мужских голосов, например, основные тона голоса не превышают 500 Гц, т. е. никогда не попадают в зону лучшей слышимости уха. Звук, сформированный без усилия со стороны певца в таком каче­стве тембра, т. е. с таким спектром, будет восприниматься как звук маломощный. Для того чтобы быть для уха громким, надо очень сильно повысить энергию звука, т. е. дать голосовому аппарату большую нагрузку.

Однако тембр может быть сформирован совсем по-другому, так что основная энергия будет содержаться в высоких обертонах, в области высокой певческой форманты. Этот звук с иным по спектру распределением энергии для слушателя бу­дет неизмеримо более громким, поскольку основная часть энергии будет восприниматься самой чувствительной зоной уха. В по­ставленном голосе, в хорошо оформленном певческом тембре энергия всегда распределена так, что примерно 30% ее сосредото­чено в области высокой певческой форманты. Так достигается хо­рошая полетность.

Построение спектра с максимальной концентрацией энергии в области высоких частот — важнейшее физиологическое приспо­собление голосового аппарата для получения максимальной слы­шимости при минимальной затрате энергии, что в практике назы­вается высокой позицией звука. Это хорошо знают во­кальные педагоги, работающие главным образом над формирова­нием тембра голоса, над высокой позицией звука, а не над выра­боткой его силы.

Таким образом, высокая позиция звука – вибрационное чувство, связанное с хорошей вибрацией верхних резонаторов (полости выше нёбного свода). Она даёт возможность верно судить о качестве тембра, в котором присутствует частота, называемая верхняя певческая форманта (ВПФ), образующаяся при правильной работе гортани. Тембрально правильно оформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. Поэтому, следует не гнаться за силой звука, а работать над выявлением наилучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.

 

Тема 6.