Виды певческих атак.

 

Во многом от формирования согласных зависит так называемая атака звука, т.е. посыл дыхания в момент звукообразования. В идеале дыхание посылается узкой струёй в вокальную маску, к корням верхних зубов.

Атака звука (от латинского слова attactus – прикосновение) – способ (манера) звукоизвлечения. Атака бывает твёрдая, мягкая и придыхательная. В первую очередь вид атаки зависит от состояния голосовой щели.

Твёрдая атака – голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении негодования, отчаяния, страдания, чувства страсти, испуга… Нужно помнить о том, что при твёрдой атаке идёт дополнительная нагрузка на связки, и, поэтому, её нельзя применять постоянно.

Согласный «Д» способствует нахождению твёрдой атаки.

Согласные «Б», «П» являются взрывными, активизируют губы и дыхательную функцию и способствуют нахождению твёрдой атаки.

Мягкая атака – голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении широты, округлённости, мягкости, благородства и эмоциональной выразительности… В целом, мягкая атака является наиболее предпочтительней при звукообразовании.

Придыхательная атака – при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Это тёплый (в ладошки), «засаксафоненный» звук. Придыхательная атака применяется при выражении нежности, осторожности, бессилия, трусости, изнеможения…

Согласные «Л», «С» способствуют нахождению придыхательной атаки. К отрицательным качествам ее относится расслабляю­щее действие на голосовой затвор. При привычке к придыхатель­ной атаке звук атакуется вяло и не сразу приобретает нужную вы­соту. При злоупотреблении придыхательной атакой тембр теряет чистоту, ясность и обычно одновременно со звуком слышен шип, шумовой призвук.

У певцов с ослабленной функцией голосовой щели, при вяло­сти гортани, когда дыхание "утекает", смыкание может быть акти­визировано твердой атакой. При твердой атаке перед началом звука происходит задержка дыхания, складки полностью смыкаются, по­том дыхание легким толчком размыкает их — начинается звуко­образование. Следовательно, твердая атака приучает к голосообразованию на плотно сомкнутых складках. При этом утечка дыхания невозможна, звук опирается на дыхание.

Единого приема при всех вокальных недостатках нет. Твер­дая атака хороша как "лечебное средство"; пока вялый голосовой аппарат не приобретет упругости, активности, пока не изменится основной характер работы голосовой щели. Затем постоянное пользование твердой атакой следует прекратить, т. к. постоянное пользование таким смыканием может приучить к слишком актив­ному включению голосовых мышц в работу и звук получится же­сткий, зажатый, приобретет "твердый", "лающий" характер.

Наиболее употребительна мягкая атака, при которой дыхание и голосовые складки вводятся в действие одновременно, и потому не возникает ни слишком жесткой, ни вялой работы голосовых мышц. Если гортань ученика не требует особых забот в смысле ос­вобождения от зажатия или придания ей большей активности, сле­дует всегда пользоваться мягкой атакой. На нее надо переходить тогда, когда исправляющее действие твердой или придыхательной атаки следует прекратить, когда нужный эффект их воздействия достигнут.

Певцу необходимо понимать взаимодействие дыхания и голосовых складок во время пения. При твердой атаке — сначала смыкание, потом — подача дыхания. При придыхательной — вначале дыхательная струя, за ней смыкание складок, при мягкой — их одномоментность. В результате – управле­ние функцией гортани становится более полным и совершенным.

Каждый из видов атаки используется в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя. Если у певца вялая подача звука, то целесообразно какое-то время пользоваться твёрдой атакой. Если наблюдается пересмыкание связок, то полезно применять мягкую атаку. Опытный певец пользуется всеми видами атаки в зависимости от характера исполняемой музыки. Кроме того, очень важно помнить о том, что атака влияет на всё последующее звучание, т.к. она организует работу голосовых связок в начальный момент голосообразования.

 

Тема 2.