Органы звукообразования.

 

К органам звукообразования относятся гортань и голосовые складки. Гортань – генератор звука – орган, где рождается исходный певческий звук, это мышечный «клапан», закрывающий верх трахеи, или дыхательного горла, по которому воздух проходит из лёгких в рот и нос. С особенностями строения гортани связаны характер голоса, его сила, тембр, регистровые особенности, диапазон, способность выдерживать тесситуру и другие качества голоса. Гортань представляет собой сложную систему хрящей, которые соединены связками и суставами.

Гортань расположена по средней линии шеи в переднем её отделе и представляет собой трубку, выходящую сверху в полость глотки, а снизу переходящую в трахею. Гортань выполняет тройную функцию – дыхательную, защитную и голосовую. При дыхании вход в гортань открыт, во время пения вход в неё сужается и прикрывается надгортанником.

Надгортанник – это хрящ, который двигается вниз во время сглатывания, чтобы не дать пище попасть в лёгкие. Когда надгортанник не работает, он открыт и пропускает воздух.

Нижние складки гортани называются голосовыми связками, которые при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании (фонации) связки сближаются (смыкаются), голосовая щель закрывается, создавая сопротивление при выдыхании. Это создаёт вибрацию, которую мы называем звуком.

При фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

В результате колебаний голосовых складок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми складками в колебания частиц воздуха; эти колебания, подвергшись в надставной трубе (глотке, полости рта и носовой полости) соответствующим изменениям, передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки голоса.

В насто­ящее время исследован как звук, возникающий в голосовой щели, так и воздействие на него резонаторных полостей.

При операциях на гортани был впервые изучен звук, исходящий непосредственно из голосовой щели в ра­невое отверстие. Он был записан и акустически проанализирован. На слух он резко отличается от нормального. Прежде всего изме­нен его индивидуальный тембр, он неузнаваем, носит "пищащий" характер и, кроме того, не имеет формы гласного звука. При по­пытке произнести разные гласные или слова голосовая щель издает однородный тон. Губы и язык делают соответствующие артику­ляционные движения, но поскольку звук гортани идет непосред­ственно в раневое отверстие, а не поступает в ротоглоточный ка­нал, никакого звука изо рта не выходит. Данный факт подтвер­ждает, что в гортани возникает индифферентный звук, не имею­щий формы того или иного гласного, что характер речевого звука есть результат прохождения исходного тембра гортани через надставную трубку, т. е. ротоглоточный канал.

Координация мышц, контролирующих дыхание и гортань, влияет на качество звучания певца. Когда певец вдохнул и начинает производить звук, начало фонации будет хриплым, если мышечный тонус связок слишком слаб. Если в начале фонации связки уже напряжены, звук будет резким. Необходимо избегать обеих крайностей, потому что это одинаково неприятно и для певца, и для слушающего, а постоянное или слишком долгое пение с напряжённой гортанью утомляет и приносит вред.

Внутри связок находятся внешние и внутренние мышцы. Внутренние мышцы называются вокальными.

Голосовые складки покрыты слизистой тканью, называемой дубликатура. Она определяет качество тембра, мягкость звучания и является важным фактором в образовании красивого певческого звука.

 

Тема 3.