III. Технология разработки грунта на ЭО-4124 с оборудованием обратная лопата

У экскаватора с оборудованием обратная лопата радиус копания относительно самой машины также невелик. Но этот экскаватор копает грунт ниже уровня стоянки, поэтому его выгодно применять при разработке котлованов, траншей, выемок, когда сама машина расположена сверху на поверхности массива грунта. Уже само такое расположение экскаватора позволяет удалять грунт из зоны копания, так как рабочее оборудование позволяет перенести выкопанный грунт на определенное расстояние от места копания. Если объект копания невелик по ширине (траншея и др.), то грунт выгружают зачастую в отвал, в стороне от места копания. Если же земляное сооружение значительное по ширине и объему (котлован, выемка, канал) и удаление выкопанного грунта требует применения транспортных средств, то грунт выгружают в автосамосвалы.

Рекомендуемые размеры забоя для высокопроизводительной работы экскаватора с обратной лопатой и наиболее употребительными ковшами вместимостью 0,25 и 0,5 м3 приведены ниже:

- Вместимость ковша, м3 0,25 0,4-0,5
- Минимальная глубина забоя, позволяющая заполнять ковш «с шапкой» ,м:
грунты I-II группы 1,2 1,5
III-IV 1,8 2
- Минимальная ширина дна 1 1,3
лобового забоя

Максимальная глубина копания экскаватора с оборудованием обратная лопата определяется размерами рабочего оборудования. Эта глубина находится в пределах 4-7,3 м.

Перед началом работы поверхность грунта в зоне предполагаемого пути движения экскаватора должна быть спланирована бульдозером или автогрейдером.

Конструкция рабочего оборудования обратная лопата такова, что машинист не видит ковш при его заглублении в самом ближнем к машине положении, поэтому он должен выверять глубину и окончательно отделывать ковшом дно забоя (котлована, траншеи и др.) в пределах видимости из кабины, а это значит на большем расстоянии от машины, чем то, на которое может подводится ковш при копании. Следовательно, глубина копания, как показала практика, должна быть в 1,1 – 1,3 раза меньше предельной.

Для высокопроизводительной работы экскаватора с обратной лопатой машинист должен выполнять следующие специфические для обратной лопаты приемы:

· Если автосамосвалы подходят под загрузку с обеих сторон от экскаватора, то загружать в первую очередь тот из них, который находится ближе к месту забора грунта;

· Ширину лобового забоя принимать при погрузке транспортных средств, равной 1,1 – 1,3 максимального радиусе копания, так как в этом случае угол поворота платформы экскаватора не превысит 70 ° ; а при выгрузке грунта в отвал ширину лобового забоя принимать меньше 0,5-0,7 максимального вылета ковша, так как при том же угле поворота (70 °) не произойдет ссыпания выкопанного грунта обратно в забой;

· Автосамосвалы под погрузку нужно устанавливать таким образом, чтобы стрела экскаватора, когда ковш находится над кузовом, образовывала с осью автосамосвала угол, не превышающий 40 °;

· Передвижение экскаватора по мере выработки забоя не должно превышать половины возможного вылета рукояти.

Экскаватор с оборудованием обратная лопата может эффективно работать как в лобовом, так и в боковом забое (рис. 39).

В лобовом забое (рис.39,а) экскаватор перемещается в процессе копания грунта назад, отступая по мере выработки забоя на новое место.

Если ширина забоя небольшая, например, при сооружении траншеи, то экскаватор отступает четко по оси траншеи и выгружает грунт либо на одну, либо на обе стороны от нее. При этом угол поворота платформы может быть не большим (40-50°). Как правило, грунт при сооружении траншеи ссыпается в отвал, а не вывозится, так как его используют для засыпки траншей после укладки, например коммуникаций.
Если же экскаватор копает траншею, а узкий котлован, откуда грунт должен быть вывезен, то процесс работы экскаватора тот же, а выгрузка грунта ведется в автосамосвалы, подъезжающие с одной или с двух сторон от котлована (рис. 39,б) и останавливающиеся под погрузку спереди экскаватора и сбоку от котлована. Угол поворота платформы не должен превышать в этом случае 60-70°.
Отрывать котлован или выемку шириной, близкой к максимальному вылету ковша экскаватора, лобовым забоем может проводиться двумя способами:

1. Если экскаватор расположен точно по оси забоя (котлована) и выгружает грунт на обе стороны в автосамосвалы, подъезжающие с двух сторон от забоя, как это показано на рисунке 39,б. В этом случае угол поворота платформы экскаватора будет в пределах 70°;

2. Если экскаватор смещен (рис.39,в) относительно оси забоя с таким расчетом, чтобы при погрузке грунта в автосамосвал, подъезжающий с той стороны, куда смещен экскаватор, стрела занимала положение под углом не более 50° относительно оси экскаватора. В этом случае грунт, выкопанный в той части забоя, куда смещен экскаватор, выгружается в автосамосвалы, идущие со стороны смещения, а грунт, выкопанный в другой части забоя, - в автосамосвалы, подъезжающие с другой стороны экскаватора и останавливающиеся под погрузку после забоя.

Если экскаватор с обратной лопатой разрабатывает лобовым способом котлован шириной 12 м и более, то он в процессе копания совершает «челночные» проходы параллельно лобовой границе котлована (рис. 39, г), выгружая грунт в автосамосвалы, подходящие сзади. Угол поворота платформы находится в пределах 90-170° в зависимости от места расположения автосамосвала.
Экскаватор с оборудованием обратная лопата используется для работы в боковом забое в том случае, если размеры земляного сооружения значительны. В этом случае экскаватор совершает параллельные проходы вдоль забоя, как показано на рис, 39г, постепенно снимая слой за слоем в массиве грунта. В связи с большими углами поворота экскаватора на выгрузку (до 170°) производительность экскаватора при этом способе меньше, чем при копании узких котлованов и траншей.

V. Техническое обслуживания экскаватора одноковшового:
а) Ежедневное;
б) сезонное обслуживание.

Общие сведения:

В течение всего времени эксплуатации экскаватора, состояние контролируют по определенной системе. Высокая производительность, непрерывная и безотказная работа экскаватора возможны только при выполнении следующих основных требований: регулярного и тщательного технического обслуживания; правильного управления экскаватором; точной организации работ, исключающей простои из-за отсутствия топлива, смазочных материалов, электроэнергии и т.п.
Для поддержания экскаваторов в рабочем состоянии проводят следующие основные мероприятия: организуют систематическое техническое обслуживание машин путем своевременной очистки и протирки их, регулирования, смазывания, заправки водой и топливом; устраняют возникшие неполадки, заменяя или ремонтируя детали и сборочные единицы.

а) Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняют перед началом, в течении или после рабочей смены:

Ежедневное техническое облуживание выполняет персонал, за которым закреплена машина. В состав этих бригад на период проведения работ по техническому обслуживанию могут быть включены машинист и помощник машиниста.

1. Выполняют ежесменное техническое обслуживания двигателя.

2. Проверяют уровень рабочей жидкости в баке. При необходимости жидкость доливают (уровень жидкости должен располагаться между верхней и нижними метками смотрового окна бака).

3. Проверяют щупом уровень масла в редукторе сдвоенного насоса (он должен достигать верхней метки щупа). При необходимости масло доливают.

4. Смазывают в соответствии с таблицей смазки все места смазывания.

5. Заправляют основной топливный бак и при необходимости бачок пускового двигателя.

6. При работающем двигатели проверяют показания контрольных приборов.

7. В конце смены снимают давление в гидросистеме, включая и выключая 2-3 раза золотники гидрораспределителей, и устанавливают рычаги управления в нейтральное положение.


б) Сезонное техническое обслуживание (СО):

(Выполняют два раза в год)
При переходе к осенне-зимнему сезону:

1. Выполняют очередное техническое обслуживание.

2. Заменяют летнюю рабочею жидкость в гидросистеме на зимнюю.

3. Заменяют летние масла на зимние в редукторах механизмов поворота и передвижения.

4. Доводят плотность электролита в аккумуляторной батарее до зимней нормы.

5. Проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления кабины.

6. Смазывают подшипники катков гусеничного хода.

При переходе к весенне-летнему сезону:

1. Выполняют очередное техническое обслуживание.

2. Заменяют зимнюю рабочую жидкость в гидросистеме на летнюю.

3. Заменяют зимние масла на летние в редукторах механизмов поворота и передвижения.

4. Доводят плотность электролита в аккумуляторной батарее до летней нормы.

5. Проверяют работу вентиляторов гидросистемы и кабины.

6. Смазывают подшипники катков гусеничного хода.