Гидравлическое оборудование

Гидравлическая система (рис. 38) включает в себя бак для рабочей жидкости, гидронасос, приводимый в действие дизелем, контрольную и распределительную аппаратуру (клапаны, гидрораспределители, центральный коллектор), фильтры рабочей жидкости, исполнительные механизмы (гидромоторы, гидроцилиндры), систему охлаждения рабочей жидкости, систему подпитки, систему заправки рабочей жидкости, трубопроводы и присоединительную аппаратуру.

Работа гидравлической системы. Рабочая жидкость из бака масляного 60 (рис.39), насосом 56 (секциями А и В) подается к гидрораспределителям 6 и 34.

При нейтральном положении золотников гидрораспределителей напорные линии насоса соединены со сливом. Рабочие полости гидроцилиндров и гидромотора поворота и хода заперты.

От секции А насоса рабочая жидкость поступает в трехсекционный золотниковый гидрораспределитель 6.

Секция 9 через центральный коллектор 33 управляет левым гидромотором 19 механизма передвижения, секции – 8 гидромотором 19 механизма поворота платформы, секция 7 в зависимости от вида сменного рабочего оборудования управляет: гидроцилиндром 30 рукояти обратной лопаты, гидроцилиндром 30 поворота ковша прямой лопаты с поворотным ковшом, гидроцилиндром 28 рукояти погрузчика, гидроцилиндром 21 открывания днища ковша прямой лопаты, гидроцилиндром 21 поворота грейфера, гидромолота 26 гидроцилиндром 28 ковша при оборудовании обратной лопаты с клещевыми захватами.
От секции В насоса рабочая жидкость поступает в четырехсекционный гидрораспределитель 34.
Секция 35 управляет гидроцилиндрами 27 стрелы. В зависимости от вида сменного рабочего оборудования секция 37 управляет: гидроцилиндром 30 рукояти обратной лопаты, гидроцилиндром 30 рукояти прямой лопаты, гидроцилиндром 30 рукояти прямой лопаты с поворотным ковшом, гидроцилиндром 28 рукояти погрузчика.
Секция 38 управляет: гидроцилиндром 28 ковша обратной лопаты, гидроцилиндром 32 грейфера, гидроцилиндром 31 ковша погрузчика, гидроцилиндром 31 ковша прямой лопаты с поворотным ковшом, гидроцилиндрами 27 при оборудовании обратной лопаты с клещевыми захватами.
Секция 39 управляет гидромотором 19 механизма передвижения правой гусеницы.
Для совмещения двух рабочих операция – подъема стрелы с поворотом рукояти или ковша по последовательной схеме между рабочими секциями с секциями 35 и 37 установлена промежуточная секция 36. При совмещении указанных операций рабочая жидкость, сливающаяся из штоковых полостей гидроцилиндров стрелы 27, поступает в гидроцилиндр рукояти 30 или гидроцилиндр 28 ковша.
Если золотники гидрораспределителя 6 не включены, потоки рабочей жидкости, поступающей от обеих секций насоса 56, объединяются за обратным гидроклапаном 4 и подаются в гидрораспределитель 34. При этом рабочие движения осуществляются с удвоенной скоростью.
Предохранительные клапаны 11 напорных секций гидрораспределителей, отрегулированные на давление 28 СПа (280 кгс/см2), предотвращают перегрузку насоса 56.

Перепускные клапаны 12, установленные на рабочей секции 8, разгружают гидромотор 19 механизма поворота платформы от пиковых давлений при торможении или разгоне. Клапаны 12 механизма поворота настроены на рабочее давление 16 МПа (160 кгс/см2), механизма хода на 25 МПа (250 кгс/см2) и запломбированы.

Перепускные клапаны 23 настроены на давление 10 МПа (100 кгс/см2), устанавливаются при оборудовании грейфер и служат для плавного изменения скорости поворота грейфера и предотвращения перегрузок.
Предохранительные клапаны 29 разгружают полости гидроцилиндров, трубопроводы и гидрораспределители от чрезмерных реактивных давлений, возникающих при копании: клапан 29 предохраняет штоковую полость гидроцилиндров 27 стрелы, другой клапан 29 предохраняет поршневую полость гидроцилиндра 30 рукояти при оборудовании обратная лопата.
При установке погрузочного оборудования этот клапан защищает штоковую полость гидроцилиндра 31 поворота ковша, а при установке оборудования прямая лопата защищает поршневую полость гидроцилиндра 30 рукояти.
Обратные клапаны 20 предназначены для восполнения утечек рабочей жидкости из полостей гидроцилиндров при срабатывании предохранительных клапанов 29, а также из полостей трубопроводов гидромотора 19 механизма поворота при срабатывании перепускных клапанов 12 при утечки рабочей жидкости в дренаж гидромотора 19 механизма поворота.
Обратные клапаны 20 установлены на трубопроводах, соединяющих рабочие секции гидрораспределителей с соответствующими полостями гидроцилиндров и гидромотора 19, и все они соединены со сливной линией, в которой всегда имеется незначительное давление, создающееся магистральными фильтрами 49.
Обратный гидроклапан 4 исключает возможности движения рабочей жидкости от секции В насоса к гидрораспределителю 6. Рабочая жидкость из гидрораспределителей поступает в сливную гидролинию. В сливной линии установлены фильтры 49 для очистки рабочей жидкости и калорифер 51для охлаждения рабочей жидкости потоком воздуха, создаваемым вентилятором.
Предохранительный клапан 50, установленный в гидросистеме параллельно калориферу 51 перед фильтрами 49, предотвращает значительное повышения давления в сливной магистрали, возникающее от сопротивления калорифера при низкой температуре рабочей жидкости.
Для управления тормозами механизма передвижения и механизма поворота, а также откачки рабочей жидкости из гидросистемы при ремонтах и техобслуживаниях экскаватора вводится вспомогательная гидросистема, для питания которой использован шестеренный гидронасос 1 (рис.39), установленный на двигателе. Краны гидрораспределителей 13 служат для включения гидроразмыкателей 18 тормозов хода и поворота. Гидроклапан 2 предназначен для предохранения гидронасоса 1 от перегрузки.
Для механизированной заправки гидросистемы рабочей жидкостью служит шестеренный насос 45 (рис. 39), установленный на двигателе. При заправке рабочая жидкость очищается фильтром 44.
Контроль состояния гидросистемы и настройка предохранительной аппаратуры осуществляется показаниями манометров 41, 52, 55 включаемых кранами 3, 53.

Агрегаты гидравлической системы.
Гидронасос и гидромоторы. Основным рабочим элементом аксиально-поршневого гидронасоса и гидромотора является унифицированный качающий узел. Конструкция качающего узла показана на рис. 40.

Вал 1,на котором размещен подшипниковый узел, состоящий из двух радиально-упорных 8 и одного радиального 7 шарикоподшипников, соединен через центральный шип 11, имеющий сферическую головку, и семь шатунов 9 и поршней 10 с блоком цилиндров 12. Блок цилиндров представляет собой, монолитный цилиндр, выполненный из бронзы, имеющий поршневые и центральное отверстия. С одного торца блок цилиндров имеет сферическую поверхность, притертую со сферой распределителя 13.

Насос сдвоенный с регулятором мощности предназначен для нагнетания рабочей жидкости в гидравлическую систему экскаватора.
Насос является силовым элементом объемного гидропривода, преобразующим механическую энергию вращения приводного вала в энергию потока рабочей жидкости.
Насос сдвоенный состоит из двух регулируемых аксиально-поршневых насосов, заключенных в общем корпусе и включающих в себя два унифицированных качающих узла.
Валы качающих узлов 13 (рис 41.) приводятся во вращение через встроенный в насос редуктор, состоящий из зубчатых колес 14 и приводного вала шестерни 11.
Через вал качающего узла вращение передается шатунам 9 (рис. 40).

Шатуны, контактирующие на определенных углах с внутренними расточками поршней 10, вращают блок цилиндров 12 относительно неподвижного распределителя 13.
При так называемом «нулевом положении» ось вала качающего узла составляет одну прямую с осью блока цилиндров. Расход жидкости в этом случае равен нулю.
При отключении поворотного корпуса от нулевого положения ось блока цилиндров располагается под углом к оси вала; поршни, вращаясь с блоком, одновременно будут совершать относительно него возвратно-поступательное движение.

За один поворот вала каждый поршень совершает один двойной ход: за первую половину оборота всасывает рабочую жидкость, за вторую нагнетает ее в гидросистему.
Оба поворотных корпуса 24 жестко связаны с вилкой 22 (рис. 41) и могут синхронно поворачиваться на одинаковый угол под воздействием регулятора мощности, состоящего из двух ступенчатого золотника 19 и комплекса пружин 16, 17с упорным кольцом.

Ступени поршня регулятора мощности имеют равные площади, и под каждую из них подводится давления нагнетания от качающих узлов (по трубопроводам 21).
При работе на малых давлениях пружины регулятора удерживают поворотные корпусы на наибольшем угле поворота. При увеличении давления жидкости двухступенчатый золотник 19 сжимает пружины, уменьшая расход насоса.
Пружины регулятора и упорные шайбы подобраны таким образом, чтобы обеспечить постоянство заданной мощности привода при изменении нагрузки.
Величина максимальной и минимальной подачи насоса фиксируется неподвижными ограничителями, состоящими соответственно из крышки 5 с винтом 2 и винта 20.
Направление вращения приводного вала насоса – правое, если смотреть на торец вала. В этом случае один из насосов, расположенный слева, если смотреть со стороны приводного вала сдвоенного насоса, запускает более высокие по сравнению с другими нагрузки.

Гидромотор служит для привода механизмов передвижения и поворота экскаватора.
Гидромотор состоит из корпуса 8 (рис.42), двух крышек 4 и 17, уплотненных по корпусу резиновыми кольцами 3 и 16, блока гидроцилиндров 14, распределителя 15 и вала 1 гидромотора.

Рабочая жидкость под давлением поступает в отверстия блока гидроцилиндра через отверстия в крышке 17 и полукольцевой паз распределителя 15.
Сила давления на каждый поршень 11 через шатун 9 передается фланцу вала 1 гидромотора под углом 25 градусов, в результате этого в месте контакта шатуна с валом она раскладывается на осевую и касательную составляющие. Осевая сила воспринимается радиально-упорными шарикоподшипниками, а касательная сила создает крутящий момент относительно оси вала и сообщает ему вращение.
Величина крутящего момента, развиваемого гидромотором, определяется величиной внешней нагрузки, приложенной к нему, и ограничивается предохранительными клапанами гидросистемы.
На корпусе гидромотора имеется дренажное отверстие для соединения его трубопроводом с баком гидросистемы.

Гидрораспределителипредназначены для направления потока рабочей жидкости от насосов к исполнительным устройствам, для регулирования величины потока рабочей жидкости и запирания ее в исполнительных устройствах.
В гидросистеме экскаватора применены два гидрораспределителя – трехсекционный и четырехсекционный, смонтированные на левом трапе поворотной платформы, за кабиной машиниста. Оба гидрораспределителя собраны из отдельных секция, состыкованных между собой и стянутых вместе с двумя угольниками 12 (рис. 43) шестью шпильками 6. Шпильки затягиваются динамометрическим ключом с моментом 23кгс\м в порядке, указанном стрелками I-VI/ Превышение момента затяжки может привести к заклиниванию золотников.

Трехсекционный гидрораспределитель состоит из напорной секции 1 (рис. 43), трех рабочих секций 2, 3 и 4, сливной секции 5 и блоков перепускных клапанов 7, состыкованных с рабочими секциями 2 и 3 при помощи болтов 8. Стыки между рабочими секциями 2 и 3 блоками перепускных клапанов 7 уплотнены резиновыми кольцами 9.
Рабочая секция 2 управляет левым гидромотором механизма передвижения, секция 3 – гидромотором механизма поворота платформы, секция 4 – гидроцилиндром рабочего оборудования.

Соосность расположения отверстий, предназначенных для прохода рабочей жидкости, обеспечивается двумя штифтами, запрессованными в отверстиях каждой рабочей секции.
В канавках корпусов секция установлены резиновые уплотнительные кольца 11, которые осуществляют уплотнение стыков секций гидрораспределителя.

Напорная секция 1 служит для подачи рабочей жидкости от насоса к рабочим секциям и для размещения обратного и предохранительного клапанов.

Сливная секция 5 служит для перепуска рабочей жидкости из сливных каналов рабочих секций в бак, а также их переливных каналов рабочих секций к четырехсекционному гидрораспределителю. Поэтому в сливной секции имеются два отвода. На рис.43 стрелками изображен путь рабочей жидкости от насоса через напорную секцию по переливным каналам к четырехсекционному гидрораспределителю.

Напорная секция состоит из корпуса 3 (рис. 44) с каналами для прохода рабочей жидкости, обратного клапана 5 с пружиной 4 и предохранительного клапана. Предохранительный клапан служит для ограничения давления в гидросистеме и предохранения насоса от перегрузки.

При нейтральном положении золотников всех секций гидрораспределителя рабочая жидкость от насоса по каналам В, С и переливному каналу D (рис. 43) рабочих секций перетекает в сливную секцию 5и далее в напорную секцию четырехсекционного гидрораспределителя. При рабочей позиции одного из золотников рабочая жидкость подается под давлением через обратный клапан 5 (рис. 44) и напорный канал А к золотникам рабочих секций 2, 3 и 4 (рис. 43).
Давление рабочей жидкости в гидросистеме зависит от преодолеваемого исполнительным органом сопротивления и ограничивается усилием поджатия пружины 10 (рис. 44) предохранительного клапана напорной секции.
Обратный клапан 5 служит для предотвращения проседания рабочего оборудования при включении золотников. Клапан 5 поджат к седлу пружиной 4, упирающейся в пробку 1, ввернутую в корпус 3 напорной секции. Уплотнение пробки осуществляется резиновым уплотнительным кольцом 2.
Предохранительный клапан 520.16.10А состоит из стакана 13 (рис. 44), собранного с поршнем 16, пружины 10, тарелки 9, направляющей втулки собранной с клапаном 7.

Для предупреждения выпадения клапана 7 и втулки 8 предусмотрен штифт 21. Во втолку 8 запрессована пробка 6. В стакан 13 ввернута пробка 17, а в пробку – регулировочный винт 20 с контргайкой 19.

Направляющая втулка 8 фиксируется в корпусе 3 стаканом 13. Уплотнение между корпусом 3 и втулкой 8 осуществляется путем врезания пояска А в тело корпуса. Уплотнение стакана 13 и поршня 16 осуществляется резиновыми кольцами 11 и 14 и защитными шайбами 12 и 15.

Камера G над клапаном 7 связана с отверстиями К зазорами между отверстием втулки 8 и сопрягаемой с ним поверхностью клапана 7, а также двумя лысками на ней. Между камерой G и отверстиями К при срабатывании клапана возникает перепад давления, благодаря которому камера G выполняет роль буферного устройства, смягчающего удары клапана о седло при закрытии клапана.

Работа предохранительного клапана. Давление рабочей жидкости, возникающее в гидросистеме при включенном золотнике, через отверстия К действует на клапан 7, создавая усилие на пружину 10. При достижении величины усилия, равного усилия поджатия пружины, клапан начинает открываться. При этом между седлом втулки 8 и клапаном 7 образуется щель, через которую весь поток рабочей жидкости от насоса по каналу F, через сливную секцию гидрораспределителя и трубопроводы поступает в сливной бак.

Рабочие секции гидрораспределителя предназначены для направления потока рабочей жидкости из напорного канала N (рис. 45) к исполнительному органу – гидромотору или гидроцилиндру.

Рабочие секции имеют пружинный фиксатор, который фиксирует золотник только в нейтральном положении и обеспечивает возврат золотника из рабочих положений в нейтральное.


Рабочая секция состоит изкорпуса 7, золотника 6, стакана 9, крышки 2, двух шайб 4, грязесъемника 3, фиксатора, состоящего из хвостовика 12, ввернутого в золотник 6, двух чашек 10 и пружины 11.
Для уплотнения золотников в выточках корпуса 7 установлены резиновые манжеты 5 с шайбами 4 прижимаемые к корпусу 7 крышкой 2 с одной стороны и стаканом 9 – с другой.
В корпусе 7 выполнено шесть отверстий А, через которых проходят стяжные шпильки гидрораспределителя, а также каналы L, N, P и В для прохода рабочей жидкости. Канал L – сливной, а канал N – напорный, Р – сливной для слива рабочей жидкости при срабатывании предохранительного клапана напорной секции. Дренажное отверстие Н соединяют пространство над манжетой со сливным каналом Р и предохраняют манжету от выдавливания.
При нейтральном положении всех золотников гидрораспределителя рабочая жидкость от насоса через каналы напорной секции поступает по переливным каналам B-D рабочих секций в сливную секцию.

Рабочие секции отличаются друг от друга расположением переливных каналов В (рис. 46).

Оси входного и выходного отверстий переливных каналов В смещены друг относительно друга вдоль оси золотника 6 (рис. 45), что позволяет перекрывать переливной канал при установке золотника в рабочие положения.
При перемещении золотника 6 в направлении стрелки Е переливной канал В перекрывается, и рабочая жидкость поступает из напорного канала N в полость G. Из полости рабочая жидкость по каналу С поступает к исполнительному органу (гидроцилиндру или гидромотору), а вытесняемая при этом из исполнительного органа жидкость через канал D перетекает в полость К, откуда – в сливной канал L и далее – в сливную секцию гидрораспределителя.
Блок перепускных клапанов представляет собой корпус 2 (рис. 47) с ввернутыми в него двумя перепускными клапанами, по конструкции и принципу действия одинаковыми с предохранительным клапаном напорной секции (рис. 44).

В корпусе 2 (рис. 47) выполнены каналы А для прохода рабочей жидкости к трубопроводам. Каналы Н при помощи канала В соединяются с клапанами. Клапаны предназначены для ограничения давления рабочей жидкости, возникающего в гидромоторе поворота за счет инерционных сил вращающихся масс при разгоне и торможении. В этом случае гидромотор механизма поворота при торможении начинает работать в режиме насос, и клапан, открываясь, перепускает рабочую жидкость из канала высокого давления в канал низкого давления. При этом рабочая жидкость начинает циркулировать по системе «гидромотор – клапан – гидромотор» до полной остановки гидромотора.

Четырехсекционный гидрораспределительсостоит из напорной секции 1 (рис. 48), четырех напорных секций 2, 4, 5 и 6, промежуточной секции 3, сливной секции 7.

Напорная секция 1 и рабочие 4, 5 и 6 аналогичны описанным выше напорной и рабочим секциям трехсекционного гидрораспределителя.

Сливная секция 7 отличается от сливной секции трехсекционного гидрораспределителя наличием у переливного и сливного каналов общего выходного канала В, соединенного трубопроводом с баком.

Рабочая секция 2 служит для управления гидроцилиндрами стрелы и отличается от остальных рабочих секций конструкцией золотника 4 (рис. 49), резьбовым концом хвостовика 13 и наличием дополнительного устройства, состоящего из упора 16, пружины 17 и крышки 18, служащего для создания дополнительного усилия на рукоятке рычага управления опусканием стрелы при насосном режиме.

Секция 4 и 5 (рис. 48) управляют гидроцилиндрами рабочего оборудования, секция 6 – правым гидромотором механизма передвижения.
Опускание стрелы может производиться принудительно при работе насоса (насосный режим) или под действием массы рабочего оборудования (без насосный режим).
Полость G корпуса 5 (рис. 49) соединена каналом С и трубопроводами с поршневыми полостями гидроцилиндров, полость К через канал D и трубопроводы - со штоковыми полостями гидроцилиндров. Золотник – 4 полый. Радиальные отверстия S и Т и осевое отверстие образуют П-образный канал, герметичность которого со стороны торца золотника осуществляется при помощи резинового уплотнительного кольца 6 с защитной шайбой 7, смонтированных на поршне 8. Фиксация поршня обеспечивается пробкой 11, ввернутой в отверстие золотника 4. В поршне 8 просверлено глухое отверстие с резьбой, предназначенное для извлечения поршня 8 из золотника 4.

Промежуточная секцияпредназначена для обеспечения возможности последовательно включения гидроцилиндров стрелы и гидроцилиндров рабочего оборудования при совмещении подъема стрелы с движением ковша или рукояти.

Промежуточная секция состоит из корпуса 1 (рис. 50) и двух обратных клапанов 2 и 6. По принципу действия клапаны 2 и 6 одинаковы с обратным клапаном напорной секции. Герметизация клапанных отверстий осуществляется при помощи пробок 4 и резиновых колец 5.

В корпусе 1 выполнены клапаны:

Е – сливной (сквозной) для слива рабочей жидкости из поршневых полостей гидроцилиндров управления стрелой в сливную секцию гидрораспределителя;

N – напорный (несквозной), закрытый со стороны секции управления стрелой, связанный каналом С с переливным каналом В;

L – сливной (несквозной), закрытый со стороны последующих (после промежуточной) секций. Через этот канал рабочая жидкость из штоковых полостей гидроцилиндров стрелы проходит, преодолевания сопротивление клапана 6, в канал С и далее, через канал В – в переливной канал гидрораспределителя, что позволяет при включении любой из последующих (после промежуточных) рабочих секций гидрораспределителя осуществить совмещении операций.

Обратный клапан 6(рис.50) предназначен для того, чтобы при включении 4й, 5й или 6й (рис. 48) рабочих секций рабочее давление в переливном В и напорном N каналах (рис.50) не действовало на стык между секцией через канал L не нагружало дополнительно стяжные шпильки секций гидрораспределителя.
В корпусе 1 в месте тупика L (сечение D-D) встроено специальное устройство, состоящее из демпфера 7 и вибратора 8. Зазор между отверстием демпфера 7 и вибратором 8 образует дроссель, через который рабочая жидкость, накапливающиеся в канале L из-за пропуска обратного клапана 6, переливается в сливной канал. Таким образом осуществляется разгрузка канала L от возможности нарастания в нем давления.

Гидроцилиндрыпредназначены для осуществления рабочих движений стрелы, рукояти ковша. Все гидроцилиндры, за исключением гидроцилиндра открывания днища ковша прямой лопаты или поворота грейфера, унифицированы отличаются один от другого величиной штока.

Гильза гидроцилиндра 8(рис. 51) и втулка 21 образуют основную рабочую полость гидроцилиндра. К гильзе приварена задняя проушина 1. С другой стороны в полость цилиндра заводится шток 23 с поршнем 4. Поршень 4, имеющий на наружной поверхности бронзовую наплавку, крепиться на штоке с помощью корончатой гайки 3 и шплинта 2.
Для обеспечения герметичности в канавках поршня установлены резиновые манжеты 6 и защитные кольца 7.
Для предотвращения утечек рабочей жидкости по штоку во втулке 21 установлено уплотнение (манжета 12). Спереди уплотнения установлено бронзовое кольцо 13.

В передней крышке 14 установлен грязесъемник 20, служащий для очистки поверхности штока. В шток ввернута передняя проушина 17, которая стопориться штифтом 16.

Гидроцилиндры ковша погрузчика и ковша грейфера отличаются от описанной конструкции тем, что вместо задней проушины к гильзе приварена крышка без проушины.
Для крепления описываемых цилиндров на гильзе (для гидроцилиндра ковша погрузчика) и на крышке (для гидроцилиндра ковша грейфера) имеются цапфы для установки в разъемных подшипниках подвески ковша.
Гидроцилиндры (рис. 52) отличаются от цилиндров (рис. 51) диаметром штока.

Центральный коллектор (рис. 53) предназначен для подачи рабочей жидкости от гидрораспределителей, расположенных на поворотной платформе, к гидромотором и гидроразмыкателям тормозов механизма передвижения.
Коллектор – секционного типа. Установлен вертикально в специальной расточке ходовой рамы. Подвижным элементом при вращении является наружная обойма, состоящая из четырех рабочих секций, одной дренажной секции и одной секции для управления тормозами механизма передвижения, которые четырьмя шпильками 6 стянуты между собой.
Уплотнение секций на колонке осуществляется резиновыми манжетами 18 и защитными кольцами 17.
Фиксация манжет от осевого перемещения осуществляется распорными кольцами 19 и 27.
Усилие от массы подвижных частей коллектора воспринимает шариковый подшипник 16, установленный в верхней части колонки.

При работе экскаватора наружная часть коллектора вращается вместе с поворотной платформой, а колонка 21 остается неподвижной.
Фиксация наружной части коллектора относительно поворотной платформы осуществляется стопором с П-образным вырезом, охватывающим корпус коллектора. Стопор крепится болтом к нижнему листу поворотной платформы.

Блок клапанов устанавливается на поперечной балке ходовой тележки со стороны редукторов хода и включает в себя 1 (рис. 54), предохранительный клапан 7, обратный клапан 4 с дросселем 3, штуцер 5 отвода и штуцер 6 сброса рабочей жидкости.

Для ослабления натяжения гусеничной ленты необходимо приготовить тару для слива рабочей жидкости, отвернуть гайку трубопровода со штуцера 5 или вывернуть заглушку 2. Ослабление гусеницы необходимо производить, предварительно вывесив ее над грунтом.

Гидробаксварной конструкции состоит из корпуса 2 (рис. 55) прямоугольного сечения и крышки 9.

В боковую стенку бака вварены патрубок 10 для присоединения сливного трубопровода и штуцер для присоединения дренажного трубопровода, три штуцера для присоединения сливных трубопроводов от системы управления, от заправочного фильтра предохранительного клапана и штуцер II для присоединения питающего трубопровода установки гидромотора вентилятора.
В задней стенке бака с помощью уплотнительной манжеты 20, нажимного кольца 19 и винтов 18 закреплено круглое смотровое окно 21, предназначенное для контроля уровня рабочей жидкости.
Две горизонтальные полосы на стекле показывают верхний и нижний уровни рабочей жидкости. В днище бака варен фланец 12.

Крышка 9 бака крепиться к корпусу болтами 22. Между корпусом и крышкой устанавливается резиновая уплотнительная прокладка 23. На крышке бака установлен сапун с масляным пылеулавливателем и датчик контроля минимального уровня рабочей жидкости в баке.
В баке имеется запорный вентиль, управления которым осуществляется специальным ключом через отверстие в крышке бака, закрытое колпачком 1.
Запорный вентиль служит для запирания всасывающего отверстия сдвоенного гидронасоса. При этом не требуется сливать рабочую жидкость бака при его снятии с экскаватора.
Запорный вентиль состоит из винта, на котором с помощью шайбы и болтов закреплен поршень 4. Гайка 3 приварена к перегородке бака.
Для гашения скорости движения жидкости в сливном патрубке 10 имеется перфорированный колпак.
Сапун состоит из корпуса 31, крышки 25, двух упорных листов 27, фильтра 24, впускного клапана 32, выпускного клапана 30, пружины 29 и 33, чашки 28, трех болтов 26 с гайками и уплотнительных резиновых колец. Корпус сапуна 31 вворачивается на резьбе в бобышку, приваренную к желобу бака.
В сапуне расположены два клапана. Один клапан впускной 30, обеспечивает подпорное давление гидробаке до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) для обеспечения ускоренной подачи рабочей жидкости к гидронасосу, второй – впускной клапан 32, предназначен для впуска воздуха в гидробак, когда в нем образуется разряжение менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2). Фильтр 24 должен быть пропитан рабочей жидкостью.
Гидробак устанавливается на раме дизельного двигателя на стойках 8, приваренных к днищу, и крепится болтами.
Уровень рабочей жидкости в баке не должен быть ниже нижней отметки на смотровом стекле.

Предохранительный клапан непрямого действиязащищает гидросистему от перегрузки при повышении давления более 32 МПа в штоковой полости гидроцилиндров стрелы и поршней гидросистемы. Он состоит из корпуса 1(рис. 56) с резьбой К 1\2 и клапана (520.16.10А), устройство и работа описаны в разделе «Гидрораспределители». Клапан устанавливается на трубопроводах гидросистемы.

Обратный клапанпредназначен для уменьшения давления в сливном трубопроводе, идущем от гидрораспределителей к калориферу при повышении вязкости рабочей жидкости. Он установлен перед калорифером 51 (см. рис.39) и соединяет входной и выходной трубопроводы.
Клапан состоит из корпуса 1 (рис.57), крышки 5, клапана 3, пружины 2, резинового уплотнительного кольца 4 и трех болтов 6 с гайками. Давление клапана рабочие – 0,3 МПа (3 кгс/см2).

Охладитель рабочей жидкости предназначен для охлаждения рабочей жидкости. Он состоит из калорифера 1 (рис. 58), раструба 3, кожуха вентилятора 5, рабочего колеса 4 с лопатками, гидромотора 6.

Калорифер четырехходовой, состоит из корпуса , охлаждающих элементов и крышек.
Охлаждающие элементы представляют собой стальные трубки с алюминиевым оребрением. Трубки приварены к трубным решеткам.
Многоходовое движение рабочей жидкости осуществляется с помощью поперечных перегородок создающих последовательное движение жидкости по трубам.
Охладитель рабочей жидкости установлен в правом трапе поворотной платформы. От нормальной работы охладителя во многом зависит надежность и долговечность систем гидропривода, осуществляющих работу экскаватора.

Фильтрыслужат для очистки рабочей жидкости в системе гидропривода: один заправочный фильтр 3 (рис.38) установлен на линии заправки рабочей жидкости в бак, а два магистральных фильтра 10 – на линии слива из гидрораспределителей перед гидробаком.

Магистральный фильтрс тонкостью фильтрации 25 мкм состоит из крышки 10 (рис.59), стакана 7, перепускного клапана 12, фильтрующих элементов 6, уплотнительного кольца 9.

Рабочая жидкость поступает в канал А и через фильтрующие элементы 6 проходит канал В. В случае засорения фильтрующих элементов давление в канале А повышается, открывается перепускной клапан 12 и жидкость, минуя фильтр, проходит в канал В. Такая работа фильтра недопустима, так как при этом загрязненная рабочая жидкость попадает в гидронасос, что может вызвать его преждевременный износ или выход из строя.

Заправочный фильтр(рис.60) по конструкции аналогичен магистральному. Тонкость фильтрации – 25 мкм.

Обратные клапаны подпиткисостоят корпуса 1 (рис. 61) , клапана 2, пружины 3,штуцера 5и резинового уплотнительного кольца 4. Корпус выполнен заодно с ниппелем, на котором крепится шланг, соединяющий клапан со сливным трубопроводом.
Обратные клапаны крепятся на трубопроводах, которые питают соответствующую полость гидромотора или гидроцилиндра, штуцером 5 с конической резьбой.
При давлении в питающем трубопроводе выше давления слива клапан 2 пружиной 3 прижимается к седлу, в качестве которого служит корпус 1, и предотвращает движение рабочей жидкости от питающего трубопровода в сливной.

При срабатывании предохранительного или перепускного клапана в одной из полостей гидромотора или гидроцилиндра, а следовательно, и в соответствующем трубопроводе, давление рабочей жидкости уменьшается до вакуума. Клапан 2 под действием давления в сливной линии открывается и пропускает рабочую жидкость в полость гидромотора или гидроцилиндра. При достижении в полости давления, равного давлению в сливной линии, клапан под действием пружины 3 закрывается.

Клапан обратный предназначен для предотвращения потока рабочей жидкости от четырехсекционного гидрораспределителя к трехсекционному по объединявшему их трубопроводу. Он состоит из корпуса 3 (рис. 62), уплотнительного кольца 5, клапана 1, пружины 2 и пробки 4.

Кран управления тормозами БГ71-331пробкового типа.. В корпусе 4 (рис.64) расположена фигурная пробка 3. Крайние положение крана фиксируется фиксатором 8. Корпус 4 закрывается двумя крышками 2 и 5. Торцовые стыки крышек герметизируются из картона. Рукоятка управления краном фиксируется на валике пробки сегментной шпонкой и пружинной шайбой 7.

Пробка 3 имеет четыре выемки и два радиально расположенных взаимно перпендикулярных и смещенных по высоте отверстия. При повороте пробки изменяется направление потока рабочей жидкости.

Кран имеет два положения: тормоз выключен, тормоз включен. При включенном тормозе полости гидроцилиндров гидроразмыкателей соединены со сливом, насос НШ10Е3Л работает на слив через гидроклапан давления 2 (рис. 39). Для включения тормоза рукоятку крана нужно повернуть на угол 45 градусов (второе крайние положение). При этом полости гидроцилиндров размыкателей соединяются с полостью, к которой подведено питание от насоса. Отверстие в крышке 5 (рис.64) соединяется трубопроводом со сливной магистралью.
Краны устанавливаются на торцевой стенке шкафа вспомогательного оборудования (см. рис. 96).

Гидроклапан давления Г54-32Мслужит для предохранения гидросистемы управления тормозами от перегрузки и поддержания постоянного давления в ней.
Гидроклапан давления состоит из корпуса 3 (рис. 65), золотника 4, крышки 2, пружины 1, поршня 6и регулировочного винта 7с контргайкой.
Клапан отрегулирован на давление 6,3 МПа (63 кгс/см2). Настройка золотника осуществляется винтом 7.
Рабочая жидкость от насоса подается в полость А.
При возрастании давления выше золотник 4 поднимается и рабочая жидкость от насоса поступает в канал В, соединенный со сливом.

Золотник блокировочныйдвухпозиционный, предназначен для подачи рабочей жидкости идущей от гидронасоса НШ 50У-2-Л к гидромотору вентилятора или в гидробак из заправочной емкости при заправке.

Заправка гидробака осуществляется передвижением золотника 6 (рис. 66) в верхнее положение при помощи ручки 11. При этом полости А и D корпуса 7 перекрываются и рабочая жидкость из заправочной емкости через полости С и В засасывается гидронасосом НШ 50У-2-Л и через полости Е и F из напорной линии гидронасоса подается в гидробак.
При основном положении золотника гидронасос подает рабочую жидкость из гидробака к гидромотору вентилятора.