МИТТЕЛЬШПИЛЬ ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Игра

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВНЕДРЕНИЕ "ВЕРХОВНОЙ ИСТИНЫ" ПОПЫТКА ВНЕДРЕНИЯ НА ЛИЧНЫХ НАЧАЛАХ И ЗА РУБЕЖОМ
ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Ш 32-а. Основной. Со стороны непрофессионалов: непонимание, равнодушие; практически отказ (Циолковский). Со стороны старых специалистов: организованное сопротивление, ложь, подтасовка фактов, фальсификация статистики, консолидация на почве борьбы против внедрения (Земмельвейс). Оглядка на заграницу: "Если бы это было хорошо, у них бы это давно уже было..." ■ 32-6. Усиливающий. Единственно верной объявляется "верховная истина", — все остальное подлежит уничтожению. Фальсификация, подгонка экспериментальных и исторических фактов под, требования "верховной истины". Самым сильным доказательством в борьбе становится не реальный эксперимент, не теоретические обоснования, не математические выкладки, не логика, — а соответствие "идеологическим цитатам". 32-в. Основной. Попытка отдать результаты без вознаграждения. Единичное внедрение на личных началах: задействование знакомых, друзей, родственников, подключение аппаратов альтруизма, филантропии, меценатства. □ 32-г. Упреждающий. Частичное внедрение за рубежом законным путем, чтобы попытаться подтолкнуть (это не всегда удается) своих чиновников. Зарубежное патентование, зарубежные публикации — для сохранения приоритета.

Примечание к 32-г Развитие науки, техники, искусства подчиняется


Ш_____________________________________________Как стать геЛШ

объективным законам и не зависит от государственных границ: все, что открыто внутри одного государства, через какое-то время обязательно будет переоткрыто за его пределами (см.,например, статью С.Константиновой "Резонанс" в ИР N6 за 1985 год об открытии и переоткрытии томографии,об утере приоритета нашей страны на это открытие из-за того, что своевременно не запатентовали изобретение, даже не выдали авторского свидетельства — пример к ходу 30-а в Сводной картотеке к "Жизненной стратегии"). Заграничная публикация, даже если она не приведет к внедрению, — хотя бы закрепит приоритет за автором открытия, за страной. Разумеется, заграничные публикации и заграничное внедрение должны происходить в соответствии с государственными законами.

По вопросу заграничного внедрения есть любопытный нюанс: ВО говорят изобретателю: "У нас нет возможности и нет нужды внедрять твои штучки-дрючки. Тебе надо — сам и строй". Изобретатель сам чаще всего строить не может, и дело не двигается. Но за границей, где есть свои недремлющие ВО и где запретный плод сладок так же, как и на родине изобретателя, начинают внедрять новшество, охотно признавая в иностранце кумира (хотя очень много своих непризнанных изобретателей). "Местные" ВО не возражают: плевать они хотели на это признание. У них своих забот хватает. Но вот начинается внедрение, а за внедрением идут прибыли. И тут-то родные для ТЛ внешние обстоятельства начинают вспоминать, что новатор-то свой. А дальше у ВО две возможности' или вслед за заграничными ВО начать у себя внедрение, или — не будучи способными внедрить — продолжать канючить, обвиняя изобретателя во всех смертных грехах, вплоть до того, что он "продался".

Разумеется, нельзя забывать и то, что при заграничном внедрении — в случае военного применения — изобретение может быть использовано во вред родному для ТЛ государству. И как бы ни велико было желание новатора увидеть свою идею "в металле", эту опасность сбрасывать со счетов нельзя.


Игра

О Воздвиженский М. Дед // Изобретатель и рационализатор. 1981. N5. С.34-36.

Пример к 32-г

Из выступления советского педагога Б.П.Никитина по ТРИЗ и ФСА в июле 1987 годаъ Петрозаводске:

"Сначала должна была выйти книжка на немецком языке (в ФРГ. — Примеч. авт.) — "Развивающие игры", — только через полтора года на русском появилась... Запрос в ВААЛ: "Вышлите книжки Никитиных". Нас нашли: "Книги ваши?" Мы говорим: "Нет книг. Одна брошюра за 8 копеек 63-го года издания. Остальное все рукописи". — "Давайте рукописи". Забрали рукописи: "Покупаем".

И вот книга — сборник трех наших работ. Главное, что тут есть, — "Гипотеза возникновения и развития творческих способностей", которая на русском языке не публиковалась. Она с 73-го года выходит там ежегодно..."

О Печатается по магнитофонной записи.

Пример к 32-г

М.Арлазоров в биографии Циолковского пишет о желании Константина Эдуардовича издать на немецком языке свою работу. Отец Александра Леонидовича Чижевского, дружившего с Циолковским, занялся переводом "Исследований мировых пространств реактивными приборами".

"Но осуществить издание на немецком языке не удалось: запаса латинского шрифта хватило лишь на небольшое предисловие. Чижевский написал по-немецки краткую историю исследований Циолковским проблемы межпланетных сообщений. Несколько слов (уже по-русски) добавил и сам Константин Эдуардович... Вскоре тысяча экземпляров брошюры была нале-


Как стать гением

чатана... Чижевский увез большую часть тиража в Москву. Вооружившись международными справочниками, он разослал ее в адреса примерно 400 исследовательских учреждений, занимавшихся проблемами авиации и аэродинамики. Десяток экземпляров был отправлен лично Оберту и столько же Годдарду.

...В 1921 году пришло из Германии первое письмо. Поток этих писем становился все больше и больше. Немцы спрашивали — Циолковский вежливо отвечал. В той цепочке, которая тянулась от Калуги к пусковым площадкам "Фау", эта переписка была первым звеном. Она шла под флагом научных связей... Почти в каждом письме Шершевский писал: "Во имя науки... " К чести Циолковского, в начале тридцатых годов он прервал эту переписку. Фашизм пришел к власти. Германия милитаризировалась. Люди, с которыми переписывался Циолковский, стали работать на германскую военную машину".

О Арлазоров М. Циолковский. М.: Мол. гвардия, 1962. С.220-221,299.


Игра

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

КОМИССИЯ МИНИМАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
33-а. Основной. Операция "Комиссия": организуется комиссия, не наделенная полномочиями что-либо решать. Иногда комиссия имеет полномочия "не путать" (это легко) и не имеет полномочий санкционировать внедрение (внедрять трудно). Комиссия заседает, обсуждает, запрашивает, исследует... но все остается по-прежнему. □ ЗЗ-б. Усиливающий. Операция "Постоянная (вечная) комиссия": создается комиссия, которая заседает много лет (комитет), рассматривает процедурные вопросы, терминологические и пр., хронически имитируя деятельность. 33-в. Основной. До минимума свести контакты с "комиссиями" и "комиссионерами".

Пример к 33-а

"Методика, по которой работают тысячи родителей и педагогов, встречает многолетнее и упорное неприятие Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. Дело дошло до того, что автор нового подхода к обучению глухих детей Э.И.Леонгард должна была уйти в другой институт — дошкольного воспитания, в котором, несмотря на самое доброжелательное отношение к ее работе, невозможно организовать нормальные условия


Как стать гением

для консультационного приема тысяч родителей, приезжающих с детьми в Москву...

После неоднократных выступлений "Известий" и вмешательства Президиума Верховного Совета СССР и других высоких инстанций в этой судьбе наметился вроде бы поворот к лучшему. Изданы пособия для родителей, Э.И.Леонгард разрешено давать им консультации, открыты экспериментальные группы в нескольких школах. Наконец, комиссия, организованная АПН СССР, впервые (!) согласилась познакомиться с детьми.которых обучали под руководством Э.И.Леонгард их родители. Как же происходило это знакомство? ...Выслушаем О.Я.Яцунову, дочь которой, девочка с очень глубоким поражением слуха, отлично учится в четвертом классе обычной школы... г. Горького.

"Мы были уверены... что наших детей посмотрят и выслушают крупнейшие, признанные в нашей стране авторитеты в области педагогики. Однако ни одного члена АПН на заседании комиссии не было. Мы привезли целые чемоданы с дневниками, тетрадями, магнитофонными записями — никто в них даже не заглянул. У нас и наших детей спрашивали только анкетные данные. Надо ли было для этого срывать их с занятий, везти через всю страну?.."

Итак, очередная комиссия отзаседала. А что в итоге? По-прежнему даже в Риге нет классов, где могли бы продолжить обучение дети, которых невозможно отдавать в школы глухих, потому что там они растеряют с таким трудом приобретенные навыки владения речью. Что же, по-прежнему государство будет содержать до восемнадцати лет на полном пансионе и выпускать инвалидами людей, у которых при ином подходе могли бы появиться шансы (пусть именно шансы) на нормальную жизнь".

О Овчинникова И. Глухота // Известия. 1987. 6 апр.