Национальные счета по институциональным секторам экономики и межотраслевые балансы

 

Система национальных счетов ведется не только для экономики в целом, но и по институциональным секторам. Последние объединяют хозяйственные единицы, выполняющие однородные экономические функции и демонстрирующие близкое экономическое поведение. В СНС выделяются пять основных секторов – нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, сектор общего государственного управления, домашние хозяйства и некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации осуществляют производство товаров и услуг, не носящих финансового характера, и получают доходы за счет их реализации. Финансовые корпорации оказывают финансовые и страховые услуги, плата за которые в форме оплаты образует их доход. Эти два сектора составляют совместно корпоративный сектор экономики, во всяком случае, ту его часть, которая направлена на получение коммерческой выгоды. Корпоративный сектор включает хозяйственный единицы, существующие в форме юридических лиц и действующие независимо от своих собственников в соответствии с принципом ограниченной ответственности. Подробнее о данном принципе рассказывалось в курсе «Микроэкономики», в котором к корпорациям относились акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Однако в названные элементы корпоративного сектора включают также государственные предприятия, полные и доверительные товарищества, которые, строго говоря, не относятся к корпорациям, но имеют с ними общие черты, как-то подобные принципы учета, самостоятельность и пр.

Сектор общего государственного управления предоставляет населению первичные услуги и производит перераспределение части национального дохода, концентрирующегося в руках государства благодаря налогообложению.

Сектор домашних хозяйств – это основной потребляющий сектор экономики, доходы которого включают как вознаграждения за труд, так и доход от предпринимательской деятельности, осуществляемой без создания юридического лица. Особо важную роль для этого сектора играют перераспределительные потоки в виде трансфертных платежей.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, не предназначены для получения прибыли и обеспечивают различные потребности домохозяйств, аккумулируя добровольные пожертвования и используя на эти цели весь получаемый доход.

Национальные счета по институциональным секторам предполагают составление таких счетов как счета производства, распределения и использования дохода, накопления товаров и услуг, внешних операций. Они позволяют проследить взаимосвязи и взаимодействие между секторами экономики. Пример одного из счетов Украины в 2000 г. приведен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 [38, с. 42].

Счёт создания дохода (в фактических ценах; млн. грн.)

  Нефинансовые корпорации Финансовые корпорации Сектор общего государственного управления Домашние хозяйства Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Оплата услуг финансовых посредников Вся экономика
Ресурсы
Валовая добавленная стоимость             -1745  
Всего -1745
Использование
Оплата труда наёмных работников                        
Другие налоги, связанные с про-изводством                          
Другие субсидии, связанные с производством     -1654     -     -     -     -       -1654
Валовая прибыль, смешанный доход             -1745  
Всего -1745
Чистая прибыль, смешанный доход             -1745  

 

Для получения дополнительной информации, которую невозможно получить в системе национальных счетов по институциональным секторам в СНС, используется межотраслевой баланс производства и распределения товаров и услуг. Как видно из названия, учет в нем ведется не по секторам, а по отраслям. Для них учитывается промежуточное и конечное потребление, валовое накопление, экспорт, импорт, структура стоимости выпускаемых товаров и услуг. В межотраслевом балансе фигурируют только те институциональные сектора, в которых осуществляется конечное потребление – домашние хозяйства, сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства. При этом учет структуры конечного потребления невозможно получить при анализе национальных счетов по институциональным секторам.