Финансовые реформы 1862 – 1866 гг.

…Финансовые реформы, проведенные в 1862 – 1866 гг. главным образом В.А.Татариновым, касались больше всего упорядо­чения того государственное аппарата, которым действовало государственное хозяй­ство. В этом смысле достигнуты были до­вольно значительные результаты. В.А.Татаринов, который был одним из чест­нейших и способнейших сотрудников Александра II, еще сравнительно молодым человеком был в 1856 г. командирован за границу для ознакомления с формами и способами ведения финансового хозяйства в других государствах. Тщательно изучив это дело, он и явился главным реформатором нашего финансового управления. Вырабо­танные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользо­валось каждое министерство., ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые де­лались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего пред­ложил систематически проведенную цент­рализацию государственного хозяйства. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контро­ля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи, проходить еже­годно через Государственный совет. Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддер­жания нашего кредита довольно решитель­ный шаг.

Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, то есть уничтоже­ны были все самостоятельные кассы и каз­начейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов, от которой только и могли идти ассигнования на нужды отдельных ведомств, ассигнования, которые должны были соот­ветствовать государственной росписи, про­шедшей через рассмотрение Государственного совета, причем испол­нение этих ассигнований контролировалось Государственным контролем.

Для учета на местах были образова­ны особые контрольные палаты, которым была дана полная независимость от общей администрации, то есть от губернаторов в гу­берниях и от начальников отдельных ве­домств, и которые могли, таким образом, совершенно свободно и независимо осущест­влять действительный контроль и докумен­тальный учет всех расходов казны на местах.

Наряду с этими реформами, улучшив­шими коренным образом существовавший аппарат финансового управления, была принята еще и другая важная финансовая мера – это учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреж­дения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и ко­торому, с другой стороны, была придана особая функция – способствовать развитию кредита торгово-промышленных пред­приятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.

 

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 250 251

 

С.Г.Пушкарев