Реформы П.А.Столыпина

 

Первая русская революция не достигла своих главных целей. Самодержавию удалось сохранить свою власть, хотя его основы были поколеблены. Основным принципом политики царского правительства стало лавирование между общественными силами, готовыми идти на компромисс с самодержавием. В русле этой политики был принят новый избирательный закон, по которому осенью 1907 г. прошли выборы в III Думу. Представительство от народа было в несколько раз сокращено, и, наоборот, подавляющее большинство мест в новой Думе заняли выходцы из дворянства и буржуазных слоев.

В результате выборов в III Государственную Думу 147 мест досталось правым, 54 – кадетам и близким к ним партиям, 154 – центристам из «Союза 17 октября». Исход любого голосо­вания решали октябристы. Таким образом, в Думе попеременно возникали два большинства: право-октябристское и октябристско-кадетское.

Председателем парламента был избран крупный фабрикант, ок­тябрист А.И.Гучков. Основными вопросами в Думе по-прежне­му оставались аграрный, рабочий и национальный.

Еще в ходе революции 1905 г. правительство разработало 4 законопроекта по рабочему вопросу: о создании больничных касс для рабочих, комиссий по разрешению конфликтов из представителей рабочих и администрации, о сокращении рабочего дня до 10 ча­сов, о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке. Их рассмотрение затянулось до 1911 г., затем еще почти год они обсуждались в Думе. В конце концов, большинство из них было принято.

По решению III Государственной думы в 9 украинских и белорусских губер­ниях появились земства. Было принято несколько законов, касающихся Финляндии. Российские и финские граждане, про­живающие в Финляндии, уравнивались в правах. Финская каз­на должна была выплатить 20 млн марок взамен воинской повинности. Финляндия лишалась права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне; отменялись финские деньги.

За 5 лет своего существования III Дума утвердила 2197 законопроектов. Были предоставлены гражданские права старообрядцам. Женщины получили право быть при­сяжными поверенными на судах, открывать адвокатуры и т. п.

В послереволюционный период Государственная дума стала постоянно действующим представительным органом высшей власти. Она обладала известной законодательной силой. Социальный взрыв, потрясший Россию в начале ХХ в., со всей очевидностью показал неизбежность серьезных социально-экономических преобразований. Поэтому в числе основных законопроектов III Думы стали столыпинские реформы. Деятельность П.А.Столыпина началась еще в годы первой революции, в 1906 г. он стал председателем Совета министров. Он исходил из необходимости «успокоения» России, а также создания условий, при которых новая революция была бы невозможна.

За 1907 – 1909 гг. было осуждено по политическим делам более 28 тыс. чел., из них казнено более 5 тыс. Была запрещена деятельность ряда профессиональных организаций, закрывались газеты и журналы «крамольной» направленности, из учебных заведений увольнялись преподаватели, оппозиционно настроенные к властям.

Программа преобразований, намеченная правительством П.А.Столыпина, включала 43 мероприятия. Правительство планировало: 1) изменить систему местного управления, основанную на сословных принципах; 2) отменить институт земских начальников; 3) в области рабочего законодательства ввести страхование рабочих от несчастных случаев, по болезни, инвалидности и старости; ограничить рабочее время для малолетних, пожилых и т.д.; 4) ввести всеобщее начальное образование; 5) совершенствовать судебную систему; 6) провести реформу в армии; 7) создать новые министерства (труда, национальностей, социального обеспечения, местного самоуправления) и т.д.

Основное содержание деятельности П.А.Столыпина составляли преобразования аграрного сектора экономики. Будучи выходцем из старинного дворянского рода, П.А.Столыпин не мог не защищать интересы самодержавия и стремился приспособить его к новым условиям. Свою главную задачу он видел в создании «великой России». Модернизация страны должна была проходить по трем главным направлениям: 1) превращение крестьян в полновластных собственников земли; 2) осуществление всеобщего обучения грамоте; 3) усиленный рост промышленности на основе развития внутреннего рынка.

Ключевое место в преобразованиях заняла аграрная реформа, начало которой положил принятый 9 ноября 1906 г. «Указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». После того как проект был обсужден Государственной думой и Государственным советом, реформа получила силу закона 14 июля 1910 г. Согласно этой реформе, каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины с обязательным получением земли из ее фондов. Полученную землю он мог передавать по наследству, и, кроме того, он мог покупать помещичьи земли. Приобретая земельные наделы, крестьяне должны были перейти к отрубному и хуторскому хозяйству. Для сохранения помещичьего землевладения и в то же время ликвидации малоземелья крестьян был создан земельный фонд из государственных земель и в широких масштабах началось переселение крестьян в основном в Сибирь и на Дальний Восток, где было много пустующих земель. Учитывая необходимость экономического стимулирования преобразований, правительство расширило полномочия Крестьянского банка, который получил право не только выдавать ссуды, но и регламентировать землепользование.

В области промышленной политики П.А.Столыпин значительное внимание уделял усилению национального капитала при сокращении иностранного, развитию прибыльной внешней торговли. Все это укрепляло экономическое положение Российского государства.

Деятельность П.А.Столыпина и его преобразования достаточно значимы, но в то же время противоречивы. Современные историки единодушны в том, что главной целью аграрной реформы было создание широкого слоя земельных собственников. О том же, что из себя должна была представлять новая социальная группа – процветающих зажиточных крестьян либо фермеров, – нет единого мнения. Спор этот имеет теоретический характер, так как в реальной жизни все было сложнее и новый социальный слой не был создан. В аграрном секторе страны прошли процессы углубления капитализма и модернизации этой отрасли. К 1916 г. в европейской части России вышли из общины и взяли землю в собственность около 2,5 млн крестьян (22% общинных дворов). Это были богатые крестьяне, владевшие хутором или отрубом (10,3% всех крестьянских хозяйств), и бедняки, продававшие затем свои наделы. В это же время ускорилась скупка богатыми крестьянами дворянских земель. В 1905 – 1914 гг. в руки крестьян перешло 9,5 млн десятин земли. Около 3 млн переселенцев обосновалось на новых землях в Сибири, Алтае, Казахстане, Средней Азии. Однако около 1 млн крестьян вернулись в европейскую часть России.

В результате осуществления аграрной реформы с учетом хуторов и отрубов, созданных на государственных и банковских землях, индивидуальным землевладением было охвачено 15,4 млн десятин земли (11% общей площади надельных земель). При таком удельном весе фермерское хозяйство не могло оказать существенного влияния на общее развитие сельского хозяйства страны. Поддержку получили наиболее хозяйственные крестьяне (8% общего числа тружеников села). Итак, создать прочную основу самодержавия в виде сельской буржуазии П.А.Столыпину не удалось.

Община смогла выдержать организованный мощный натиск, так как: 1) наступление на нее началось при отсутствии условий для ее ликвидации; 2) аграрная реформа имела целью соединение традиции с новыми тенденциями развития, но при этом учитывались прежде всего интересы дворянского сословия; 3) преобразования проводились традиционными бюрократическими методами, которые зачастую превращались в насильственные.

Итогом аграрных преобразований стал рост сельскохозяйственного производства, оно вступает в полосу подъема. В 1909 – 1913 гг. средний ежегодный сбор хлеба достиг 4 млрд пудов (вместо обычных 2 - 2,5 млрд пудов). Россия ежегодно вывозила хлеб на сумму в 750 млн р.

Весьма значительными были успехи в промышленности. Экономический подъем 1909 – 1913 гг. охватил все сферы материального производства. Среднегодовой прирост промышленного производства достиг 9%; возросла энерговооруженность российской промышленности (в 3 раза); промышленное производство возросло на 54%, а общее количество рабочих увеличилось на 31%. Несмотря на такой подъем промышленного производства, его общий уровень в 1913 г. был в 2,5 раза меньше, чем в Англии, в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 14 раз ниже, чем в США.

В соответствии со школьной реформой в 1906 – 1914 гг. бюджет по народному образованию увеличился втрое, но всеобщее начальное образование не было введено. Основная масса населения оставалась неграмотной, что затрудняло процесс модернизации страны. П.А.Столыпину не удалось достичь главных целей. Его реформы породили новые противоречия в обществе, что способствовало росту социальной напряженности в стране. Из 43 проектов удалось осуществить лишь 9, так как царизм посчитал преобразования излишними. Убийство П.А.Столыпина в 1911 г. приостановило попытки целенаправленного обновления и модернизации России.