Российского государства

Создание социально-политической системы

С 60-х годов XV в., т. е. на завершающем этапе создания единого государства, начала постепенно складываться его социально-политическая система.

Во главе государства стоял великий князь, верховный владелец всех земель. С конца XV в. он стал именовать себя самодержцем. Великому князю принадлежала вся полнота законодательной власти. Совещательные функции при князе выполняла Боярская дума – совет, постоянно действующий государственный орган. Во главе управления государственными делами стоял «Дворец» – орган, в составе которого крупным ведомством являлась казна. Со временем казна стала главным органом централизованного управления финансами.

Наряду с должностью казначея (главы казны) выделились и другие ключевые должности аппарата государственного управления: печатник (хранитель великокняжеской печати), дворецкий (глава княжеского дворцового хозяйства). Вспомогательные функции по управлению поручались дьякам – выходцам из низших слоев феодалов.

Местное управление в городах и волостях осуществлялось наместниками и волостелями. Они ведали сбором налогов, судили местное население. Вознаграждение местная администрация получала непосредственно от населения в виде так называемого «корма» (деньгами, продуктами). Отсюда название наместников и волостелей – «кормленщики».

Образование Российского государства сопровождалось существенными изменениями социальных отношений. Бывшие независимые князья, в прошлом владельцы собственных земель, превратились в служилых князей, несущих военную службу великому князю. Бояре некогда независимых князей покидали их дворы и шли на службу к великому князю всей Руси. Таким образом, ломалась прежняя иерархическая структура господствующего класса, формировался новый слой детей боярских (мелких и средних служилых землевладельцев), составлявший двор великого князя. Наряду со старой боярской аристократией появились новые могущественные фамилии, связанные с великокняжеским двором. Все они (в первую очередь, дети боярские), организованные и объединенные по территориям, составляли русское войско.

В конце XV в. в наиболее освоенных землях Российского государства начались процессы перераспределения земельных владений. Наряду со старым вотчинным землевладением стало все более распространяться условное – поместья военных и административных слуг великого князя. В отличие от вотчины поместье не могло передаваться по наследству, что заставляло помещика нести многолетнюю военную службу. Именно эти непосредственно подчинявшиеся главе государства помещики, условные держатели земли, и стали играть значительную роль в стране.

В связи с распространением поместной формы землевладения особую остроту приобрел вопрос о земле. Несмотря на расширение великокняжеского землевладения за счет удельных земель, в целом фонд государственных и дворцовых земель был очень дробным, разбросанным и отчасти расхищенным в годы феодальных войн. Проблему расширения государственных земель правительство решило за счет конфискаций во вновь присоединенных территориях. Так, после присоединения Новгорода земли местного боярства были конфискованы и на них были помещены служилые люди великого князя из Северо-Восточной Руси. Новгородское боярство было переселено на другие земли, что ослабило его экономическое могущество и старые политические связи. Подобным же образом проводилась конфискация земель и у тверского боярства.

Процесс централизации распространился и на сферу финансов. При Иване III в казну государя поступали все пошлины, которые раньше доставались удельным князьям московского дома. Централизация государства потребовала развития единого для всей страны законодательства. Правовые документы конца XV – второй половины XVI вв. – так называемые уставные грамоты – регламентировали поземельные отношения и судебные споры. Но они отражали местные особенности управления в бывших независимых территориях. Новые же условия конца XV в., когда сложилось единое государство, требовали упорядочения и унификации судопроизводства. Именно этим целям отвечало создание при Иване III в 1497 г. нового Судебника – общерусского свода законов.

Судебник регламентировал компетентность разных типов судей: великого князя, бояр и окольничих и, наконец, наместников и волостелей. Вводился, хотя и непоследовательно, контроль над деятельностью местных органов управления. Судебник защищал жизнь и имущество бояр, помещиков, духовных лиц. Знаменитая статья 57 вводила единый для всего государства срок, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, – неделя до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. При этом крестьяне были обязаны уплачивать за пользование двором особую пошлину – «пожилое». Этим был сделан первый шаг на пути прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле.

Однако, несмотря на все действия московского правительства, процесс централизации государства на рубеже XV – XVI вв. не был еще завершен. Остатки феодальной раздробленности сохранялись. Так, продолжал еще существовать удел митрополита. Новгород, сохранивший право чеканки собственной монеты, не полностью лишился своей экономической обособленности. Существование там собственной единицы налогообложения и права новгородских наместников заключать договоры с соседними государствами говорят об остатках политической самостоятельности Новгорода.

Тем не менее создание единого Российского государства позволило ему уже в первые десятилетия своего существования проводить активную внешнюю политику. Успешно проходила защита целостности Северо-Западной Руси. Строительство Ивангорода создавало стратегическую и экономическую базу на Балтике. В основе внешней политики государства лежала идея киевского наследия, т. е. возвращение древнерусских земель вместе с Киевом. Именно с этой целью Российское государство заключило союзы с Венгерским королевством, Молдавским воеводством, Датским королевством, направленные против Литовского княжества и ганзейских князей.

Для возникшего Российского государства в силу исторических обстоятельств были характерны некоторые особенности. Во-первых, это жесткая централизация и ослабление демократических традиций, утверждавшихся в период Древней Руси. В немалой степени этому способствовала многолетняя зависимость русских княжеств от Золотой Орды. Во-вторых, приоритет государства и государственности в ментальности русского народа. Государство, обретенное в ходе борьбы за независимость, рассматривались как главное национальное достояние и достижение. В-третьих, корпоративность русского общества. Каждый человек был связан с определенной корпоративной ячейкой: родовой корпорацией знати, посадской общиной, купеческой сотней, крестьянской или казачьей общиной. Государственная власть имела дело не с гражданами, а с корпоративными структурами разного вида. Общество консолидировалось на основе вертикальных (община – власть), а не горизонтальных связей.

В XV в. окончательно сошла на нет древнерусская этническая традиция. На месте ее возникли три этноса: великорусы, белорусы и украинцы. Московское княжество стало Россией, а бывшая Киевская Русь – лишь окраиной Литвы, которой в свою очередь руководила Польша.

К началу XVI в. Российское государство обладало единой территорией, сложившейся системой управления, единым законодательством и верховной властью. Вместе с тем в ходе создания сильного государства проявились отличительные от европейского пути развития тенденции. Это – стремление к дальнейшей централизации, ликвидации центров независимости и самостоятельности, отсутствие сильных социальных слоев в лице земельной аристократии и торгово-ремесленного населения горо­дов, способных прекратить чрезмерное усиление самодержавства московских государей, их стремление к всеобщему контролю над обществом и его унификации, что не могло не иметь неоднознач­ных последствий в будущем. В эпоху Ивана III закладывались пред­посылки не только для стремительного расширения пределов Рос­сийского государства при Иване Грозном, но и к зарождению смуты в конце XVI — начале XVII вв.