Модели оценки процесса (Process Assessment Models)

Оценка процесса (Process Assessment)

Автоматизация (Automation)

Автоматизированные средства либо поддерживают сами работы по определению процессов (например, позволяя описывать процессы с использованием тех или иных диаграмм и нотаций) и/или предоставляют соответствующие руководства по определению процессов (например, RUP, EUP или MSF). В случаях, когда проводится процесс анализа, некоторые инструменты обеспечивают различные формы симуляции моделируемых (определяемых) процессов.

Оценка процесса (process assessment) проводится с использованием соответствующих моделей оценки (assessment models) и методов оценки (assessment methods). Во многих случаях вместо термина “assessment” используется термин “appraisal” (подразумевая саму процедуру оценки, например, CMMI Appraisal). В свою очередь, термин “appraisal” заменяют на “capability evaluation”, когда говорят об оценке способностей/потенциальных возможностей, например, с целью заключения контракта/договора подряда на проведение соответствующих работ.

Оценка процесса(-ов) может проводиться как неформально, подразумевая часто внутрикорпоративные инициативы по повышению качества, и формально (то есть с получением аттестационного документа), в том числе, с привлечением внешних специалистов по оценке и, часто, с целью подтверждения соответствующего качества/уровня зрелости процессов.

Модель оценки задает, что именно признается лучшими практиками оценки. Эти практики могут касаться только “технических” работ программной инженерии (например, проектирования или кодирования), а могут иметь отношение и к вопросам управления, системной инженерии, управления персоналом и т.п.

Стандарт ISO/IEC 15504 (SPICE) определяет типовую (exemplar) модель оценки и требования соответствия к другим моделям. В каждом конкретном случае используется та или иная существующая модель – CMM-SW, CMMI, Bootstrap*. Также имеются и другие модели, например, ISO 9000-3 (теперь именуемый как ISO 90003) “Software and Systems Engineering - Guidelines for the Application of ISO9001:2000 to Computer Software”, являющаяся приложением общей модели качества ISO 9001 “Quality Management Systems - Requirements” к программной инженерии. Кроме того, существуют частные модели, охватывающие, например, только вопросы документирования, проектирования и т.п.

* В 1990 году стартовала европейская инициатива European Strategic Program for Information Technology (ESPRIT), целью которой было внедрение современных программных технологий в Европе. В основу инициативы легли работы Уотса Хампфри (Watts S. Humphrey) – идеолога CMMI, PSP (People Software Process) и многих других современных концепций программной инженерии как дисциплины. Результат этот инициативы был назван “Bootstrap” – “самонастройка”. В то время, как модель CMM – Capability Maturity Model (в частности, CMM-SW – CMM for Software), а потом и CMMI, разрабатывались с учетом потребностей крупных государственных структур США (в первую очередь, министерства обороны) и их подрядчиков, модель Bootstrap изначально была ориентирована на малые и средние коммерческие компании, с определенным акцентом на индивидуальные практики.

Также и в системной инженерии существуют модели зрелости, применимые в отношении программного обеспечения, когда программы являются частью системы.

SWEBOK отмечает, что ряд моделей применим к небольшим организациям.

Существуют две основных архитектуры моделей оценки: непрерывная (continuous) и этапная (staged). Отличия между ними заключаются во взгляде на порядок оценки процессов. Выбор соответствующей архитектуры и модели оценки в конкретной организации должен базироваться на ее целях и потребностях (например, необходимости совершенствования тех или иных процессных областей или официального подтверждения внешним асессором достижения организацией четвертого уровня зрелости всего процесса программной инженерии по CMMI).