ОСНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ.

Иван Грозный продолжил наступательную политику своего отца Василия Третьего вниз по Волге и разгромил иноверные Казанское и Астраханское ханства (последнее было завоёвано в 1556 году). Для окончательного утверждения в Поволжье России Иван Четвёртый основал здесь Казанскую епархию. Сразу по завоевании Казани он заложил в ней монастыри и храмы, направил для крещения татар протоиерея Архангельского собора в Москве Тимофея. Среди первых обращённых Тимофеем был старик татарин из Арской земли, который тридцать лет страдал ногами и не мог ходить. Услышав о новой вере он пришёл к русскому миссионеру и просил его крестил. Тимофей его окрестил и больной исцелился. За то новокрещённый Стефан перенёс немало гонений и козней от своих единоплеменников и принял от них мученическую смерть. Приняли новую веру и пленённые казанские цари: трёхлетний младенец Утемиш — Гирей (это потомок ханов Крымской Орды) и зрелый в летах Эдигер. Первый крещённый в Чудовом монастыре митрополитом Макарием с именем Александр был взят к царскому двору для научения русской грамоте и научению Закона Божия. Второй же, который клялся, что никогда не покорится Москве крещён был в Москве-реке с большой торжественностью в присутствии царя, бояр и вообще москвичей и воспринятый от купели самим митрополитом получил имя Симеон. Взятием Казани война не завершилась, она продолжалась до конца столетия. Татары и особенно черемиса оказывали упорное сопротивление. Для борьбы с магометанством и язычеством нужна была упорная , постоянная, систематическая миссионерская работа. Случайные командировки в этот край отдельных священников были недостаточны и царь решает в Казани учредить святительскую кафедру. Для этого он созывает в 1555 году собор, который учреждает в Казани не просто епископию, а архиепископию с архимандритами и игуменами, в состав которой вошли Казань с окрестными улусами, город Свияга (Свияжск) с горным (правым берегом Волги), город Василь (по имени основателя Василия третьего, он же Васильсурск) и вся Вятская земля. Собор отвёл казанской кафедре высокое второе место в списке епархий после Великого Новгорода, опередив славную старинную кафедру, каковой являлась Ростовская. Это говорило о том большом значении, которое придавал царь Казани в продвижении России на Восток. Новая кафедра получила солидное материальное содержание: во-первых десятину из Казанских, свияжских и чебоксарских таможенных пошлин; во-вторых, ежегодное жалование (865 рублей); в третьих, содержание хлебом и вообще кормом от митрополита, всех епископов и монастырей. Царь с собором понимали всю трудность и сложность предприятия и потому советовали казанскому владыке "всякими обычаи как возможно приучать ему татар к себе и приводити их любовью на крещение, а страхом их ко крещению никак не приводити". Собор избрал на новую кафедру игумена Селижарова монастыря (Тверская епархия) Гурия. Гурий происходил из дворян Руготиных. Он родился в Радонеже. В молодые годы служил управляющим в доме князя Пенькова. По клевете попал в немилость к господину (якобы преступную связь с княгиней пеньковой) и брошен в яму (зиндан), куда раз в три дня ему бросали овса на пропитание и спускали небольшую меру воды. Одно окошко было наверху. В темнице он предавался молитве и размышлением о суете мира, а также подрабатывал написанием азбук для научения детей грамоте. Спустя два года он вышел на волю, ведомый таинственным светом в оконце темницы и помолившись Богу и взяв икону Богоматери бежал в обитель преп. Иосифа Волоцкого. Здесь по обету данному в узилищах Гурий принял постриг, спустя некоторое время был избран игуменом, но через девять лет по немощи отказался от начальствования. Через два года в 1554 году он был призван государем и поставлен игуменом в Селижаровском Троицком монастыре, откуда был призван на Казанскую кафедру. Его хиротония состоялась 3 февраля 1555 года, обставлена была необыкновенной торжественностью. В ней участвовало десять владык и вообще до 76 священнослужителей. Его проводы в Казань состоялись 26 мая 1555 года. После соборного молебствия в успенском соборе государь с митрополитом провожали его во главе крестного хода до Флоровских ворот Кремля. Он шёл в Казань с иконами книгами, церковной утварью и казной государя на постройку монастырей и церквей. Его путь пролегал по Москве-реке, Оке, Волге. По пути следования в городах он служил обедни, говорил проповеди. Освятил намеченный Иваном город Чебоксары. Прибыв в Казань 28 июля архиепископ совершил молебствие и освятил святой водой стены города. Помня "Наказ" государя и митрополита Гурий любовью и милость привлекал к себе инородцев. Это был настоящий, а не полицейский миссионер. Начал с основания монастырей, которые стали центрами благовестия христианской веры. Он просил государя дать обителям вотчины, чтобы старцам не было нужды самим работать, орать землю и сеять хлеб, "но да орют сердца людей и да сеют в них семя слова Божия". Царь был восхищён Гурием. "О как счастлива была бы земля русская если бы все владыки были таковы, как преосвященный Макарий, ты (обращается к Гурию) и только об этом пеклися". Царь не жалел средств и вотчин для казанской епархии. Он писал: "А если увидите что мало, пишите ко мне; на доброе дело я не пожалею и не откажу". Святитель сам лично участвовал в обращении язычников. Он учил словом, примером строгой подвижнической жизни, благотворил, привлекал делами христианской любви: питал нищих и бедных, заступался за сирых и вдовых. Пять — шесть лет он неутомимо устроял епархию. Многих крестил, а три последних года (умер 4 декабря 1563 года) тяжело болел. В великие праздники его носили в церковь для слушания Литургии. Здесь он лежал или сидел. Нелегко прививалась новая вера на новой земле. В 1556году в бунте покорённых татар приняли участие и новокрещенные. По совету святителя Иван Грозный повелел татар-магометан выселить из Казани в Подгородную Слободу — Бутырки. Открытие мощей святого Гурия последовало в 1595 году спустя тридцать лет по смерти. Его преемником по кафедре с 12 марта 1564 года был святитель Герман, родом из дворянской фамилии Садыревых — Полевых, обедневших князей. Герман принял постриг в Волоцком монастыре, где настоятелем был будущий святитель гурий. В 1551 году он был избран настоятелем в Старицком Успенском монастыре (Тверская епархия). Через два с половиной года отказался от настоятельства и вернулся в Волоцкий монастырь, где на покое также находился его наставник гурий. Когда в 1555 году последний был избран на Казанскую кафедру он в помощники себе взял Германа. Он стал архимандритом нового Свияжского Богородицкого монастыря, который стал центром просвещения для всей нагорной части Казанского края. По отзыву современника князя Андрея Курбского Герман был муж "разума много, чистого и воистину святаго жительства, ревнитель по Бозе и великий помощник в напастях и в бедах объятым, також и к убогим милостив зело". О кончине его сведения противоречивы. По одной версии, например, митрополита Макария Булгакова, он скончался в Москве от моровой язвы 4 ноября 1567 года, по другой версии, Знаменского, Карташова, убит Иваном за противление опричнине. Через двадцать семь лет мощи его были перенесены в Свияжск. Другим помощником святителя Гурия был святой Варсонофий, сын священника из города Серпухова. С юных лет отличался любовью к книгам. Серпухов часто подвергался набегам татар. Во время одного из них семнадцатилетний юноша был уведен в плен. Там он изучил их язык и нравы, познакомился с верой. Через три года был выкуплен отцом. Дома он не остался, а ушёл в Андроников монастырь. Тоже видимо размышлял немало. Был в Песношском монастыре, а в 1555 году вместе с Германом был отправлен в Казань. Здесь в Казани он основал и устроил Спасо — Преображенский монастырь. Хорошо зная местный язык и веру он состязался с татарами о вере, обличал их заблуждения и многих привёл ко Христу. Многих татар привлекло к нему его искусство врачевания болезней. В 1567 году он был поставлен на Тверскую кафедру. Которой заведовал около четырех лет. Но затем он опять вернулся в казанскую основанную им обитель, где и преставился в 1576 году. Мощи его были обретены вместе с мощами Святителя Гурия.После трёх казанских Святителей их преемники за исключением святителя Гермогена преемники не оказывали особой ревности к обращению инородцев так что христианским просвещением казанский край до 18 века был обязан деятельности вот этих чудотворцев. После них и святителя Гермогена остались селения так называемых старокрещённых инородцев. Распространению христианской веры способствовало явление Казанской иконы Божией Матери 28 июня страшный пожаристребил пол города и половину Казанского кремля. Басурмане злорадствовали. Очевидец пишет: "Вера христианская сделалась притчею и поруганием".Но город отстраивается. Строил дом и стрелец Даниил Онучи (это принадлежность лаптей). Строил он дом возле церкви Святителя Николая. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать её икону зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными исповедниками православия. Иконы согласно ответам митрополита Иоанна Второго надо зарывать старые иконы в саду или в другом месте. На слова девочки не обратили внимания, и не обращали долгое время. Между тем Матерь Божия трижды являлась Матроне. Наконец Матрона с матерью стали копать в том месте и обрели Святую икону. Затем владыка Иеремия перенёс её в благовещенский собор воздвигнутый ещё Иваном. Во время шествия получили исцеление два слепца. Был сделан список и отправлен в Москву. Иван приказал основать на месте обретения Казанский женский монастырь, где Матрона и её мать постриглись.