МИТРОПОЛИТ ИОАСАФ

(1539 — 1542)

После свержения Даниила Шуйские поставили митрополитом игумена Троицкого монастыря Иоасафа. Он крестил сына великого князя Иванав Троицком соборе.Тальберг пишет: "В 1530 году 4 сентября ТСЛ обливаясь слезами умиления взирла на то, как дождавшийся наконец сына царь кладёт только что окрещенного игуменом Иоасафом на раку Преподобного Сергия и молит Преподобного быть ему наставником и защитником в опасностях жизни, льётся золото в казну церковную и на бедных, отворяются темницы и снимаются опалы, сооружаются раки митрополитам Петру и Алексию, а когда умирал Василий Иванович он говорил стоявашему игумену Иоасафу: "Отче, молись за государство, за моего сына и матерь. У вас я его крестил, поэтому молитесь". Выборы следующего митрополита были смешными. Иоасаф избран на третий день 5 февраля, а 9 феврала посвящён. Процедура была традиционной. Избирали трёх кандидатов: арх. Иону Чудовского, архимандрита Иоасафа и архимандрита Феодосия Иоасафа очень желали Шуйские. В сохранившемся чине поставления Иоасафа замечают то, что он не отказывается от константинопольского патриарха как это делалось с митрополита Геронтия. Он говорил: "Во всем последую и по изначальству согласую во всем со всесвятейшим патриархом, иже держащем истинную и непорочную православную веру". Ещё любопытнее то, что и после Иоасафа русские остались при своём мнении, что греки повредили чисоту веры, а Иоасаф был низведен Иоанном Шуйским. Непонятно почему митрополит занял сторону Бельского, который был в узах. Митрополит его освобождает и ставит главой правительства, но люди Шуйского затеяли мятеж и , захватив Бельского отправили в ссылку и убили, а митрополичий дом забросали камнями. Митрополит искал убежища в доме государевом, но бояре пришли сюда и взяли его с тем, чтобы заточиь в Кирилло — Белозерском монастыре. Митрополит согнан с великим бесчестием, затем переведён в ТСЛ, где был до этого. Здесь хранились 23 рукописи митрополита. Как ученый муж, он заказал Новгородскому священнику Агафону составить великий миротворческий круг(532 года — Великий Индиктион), содержащий пасхалии. Близкий по взглядам к нестяжателям он не жаловал Иосифа Волоцкого и болел за монастырских крестьян. В 1551 году ему прислали для просмотра постановления Стоглавого собора. В одном из замечаний заботится о том, чтобы крестьяне не были подавляемы налогами. Он умер в ТСЛ в 1555 году в месте с Максимом Греком. Голубинский пишет: "Он освободил Максима Грека от темничного заключения". А Карташов пишет, что его освободил старец Артемий, тогда выдающийся сановник в Церкви.