Ум, до 1545).

ВАССИАН КОСОЙ

Почему он носит такую кличку. Его отец был косым. Вассиан очень близкое по произношению к Василию. Его также называют князем — иноком или ругательным князем. Он ругал преп. Иосифа, иосифлян, монахов за стяжательство. Он ругал монастыри за стяжательство. Вассиан был сторонником, самым верным адептом Нила Сорского. Он принадлежал к знатной боярской семье. Его отец Иван Юрьевич Патрикеев был двоюродным братом Ивана Третьего по матери. Его род происходил из Литвы от великого князя Гедемина. Патрикеевы были сторонниками царевича Димитрия, внука Ивана Третьего, первоначально объявленного наследником Ивана Третьего, однако умершего в темнице. Внук Димитрий, который даже был венчан на царство умер в темнице. Иван Третий сменил гнев на милость в отношении Димитрия. Он был внуком по линии первой жены. Потом он стал благоволить Василию, своему сыну от Софьи Палеолог. Партия Димитрия пала и была удалена. Среди неё был отец и сын Патрикеевы. Отца постригли в Лавре, а Василия постригли в монахи в Кирилло — Белозерском монастыре. Так избавлялись от политических противников. Вассиан пребывал недолго в монастыре. Игорь Смолич пишет: "Недолго он оставался в монастыре. Монастырский устав не очень подходил ему. Он построил собственный скит и познакомился с Нилом Сорским, который спасался в тех местах. Вассиан стал ревностным сторонником Нила и его аскетических воззрений, но Василий Иванович, против которого был якобы Вассиан простил его и в 1505 году вызвал в Москву и приблизил к себе. Почему? Мотив известен — государственный расчёт использовать Вассиана в борьбе со стяжателями (есть ещё две версии почему были изгнаны Патрикеевы: возможно дипломатическое предательство в пользу Литвы; и вражда с царём из-за новгородских земель: Иван Третий захватил вотчины Патрикеевых и передал их служилым людям). Вассиан был очень умным, остроумным и едким публицистом. Он написал пять небольших трактатов. Основные идеи этих сочинений: 1. Иноческая жизнь — всецелое отречение от мирской жизни, (как египетские отшельники), "продаждь имение твое и даждь нищим". 2. Обладание вотчинами заражает монахов страстию сребролюбия, а по апостолу оно "корень всем злым". Он беспощадно бичует монахов за ростовщичество. 3. Древние отцы сёл монастырских не держали, но жили по Евангелию без имений. Вот несколько пассажей о современных ему монахах: "Войдя в монастырь мы не перестаем всяким образом присваивать себе всякое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтобы попросить у них какое-нибудь село или деревеньку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы побеждаеми сребролюбием и алчностью оскорбляем различными способами убогих наших братьев.. Без милосердия забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их вместе с женами и детьми с нашей земли, а иногда придаем княжеской власти на конечное разорение". " Сами богатеете, обжираетесь, а работающие крестьяне, братья ваши живут в последней нищете не в силах удовлетворять вас тягостною службою, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются из сел ваших нагие и избитые". Удивительно остро.Для обоснования своих мыслей он взялся исследовать Крмчую книгу. Пришёл к печальному выводу, что правы его оппоненты. В Кормчей он хотел найти подтверждение, что древние монахи так не жили. Иосифляне ссылались на правила канонические. Тогда он сделал вывод, что повреждены существовавшие у нас на салвянском языке правила. Когда прибыл Максим Грек, муж учёный, он завязал с ним знакомство. Вассиан обращался к нему по вопросам переводов. Как перевести слово "агрос". Это или пустошь, земля не обрабатываемая крестьянами или вотчина с крестьянами. Вот он с таким вопросом обратился к Максиму Греку. По Вассиану оказалось, что наш перевод был сделан неверно. Между прчим и сам Максим Грек был нестяжателем. Вассиан шумно объявил: "Есть в святых правилех супротивно Святому Евангелию и Апостолу и всех святых отец жительству". Его поддержвл митрополит Варалаам, нестяжатель и великий князь Василий Иванович. Но вот Варлаам удалён. А при митрополите Данииле (1521 — 1539), и когда князь вступил в союз с иосифлянами Вассиана вместе с Максимом Греком судили. Судили из — за :1. Дерзнул на дело, которого от века не бывало; 2. Он посягнул на великую книгу священных правил апостолов, соборов и отцов. (Материалы следствия говорят, что он малую часть выписал, а иное разметал). 3. Утверждал, что есть во Святых правилех супротивное Евангелию и апостолу и святых отец жительству, дескать правила здешние не правила, а кривила. 4. За вотчины чудотворцев русских называл смутотворцами, например митрополита Ионуи св. Макария Калязинского. "Господи, что ся за чудотворцы!? Сказывают, что в Калязине Макар чудеса творил, а мужик — то был сельской и аз — то его знал". О митрополите Ионе говорил: "Аз не ведаю, чудотворец ли был".О московских богослужебных книгах говорил: "Здешние книги все лживые. По тем книгам Бога хулили, а не славили". Его ещё обвинили в какой — то богословской путаннице: о нетленности плоти Христовой. Он был осуждён и направлен в Иосиф монастырь, где умер до 1545 года. Андрей Курбский так выражается: "Презлые Иосифляне его уморили по мале времени", По чему мы говорим, что он умер около 1545 года? Под этим годом в инвентаре монастыря уже значится могила Ругательного князя. Был он князем и остался князем. От других требуя исполениня строгих монашеских обетов к себе же был снисходителен. Документ пишет: "Вассиану неугодно было симоновских блюд кушать: хлеба ржаного, щей, свекольников, каши, молока промозглого и пива монастырского не пил, с деревень мол это идёт, а питался блюдами со стола княжеского, пил же нестяжатель рейнское вино, мушкатель (как Григорий Распутин). Голубинский пишет почему же он принял на себя роль проповедника нестяжательства: "Вассиан вырванный из среды деятельности государственной и обреченный через пострижение в монахи на бездеятельно-ничтожное существование он ухватился за проповедь о реформе монашества как за новы й род деятельности и как за новый путь для себя к славе". Проще говоря, ради честолюбия. Он был честолюбив без меры. Голубинский не доверяет похвальному слову о нём князя Курбского, что он якобы "жестоко и свято житие препровождал во мнишестве, подобно великому и славному древнему Антонию". Как считает Голубинский , отзыв принадлежит весьма пристрастному человеку, человеку партии и не заслуживает особого доверия. Ключевскийц имеет другое мнение по этому вопросу: "В нём говорит не одно негодование пустынника-нестяжателя, но часто и раздражение бывшего боярина из рода князей Патрикеевых против людей и учреждений опустошавших боярское землевладение". Потому что монастырские вотчины возрастали за счёт боярской земли.