Геронтии

Филиппе I

О воровстве. Характерно высказывание Ивана Грозного: «Русские мои — все воры». «Аз есмь зверь, ну и над зверьми царствую».

Митрополит Даниил (1521-1539 гг.) жаловался: «Богатые и знатные всуе дни своя иждивали. У них всегда наслаждения и упитания, пиры и позорища, всегда бани и лежания, всегда празднества и безумныя таскания по двору и знакомым». Женщины иногда по целым дням лежали в постели или сидели у оконца и посматривали из терема на проходящих. Пьянство было пороком всех слоев населения. Иван IV жаловался на Стоглавом Соборе: «Священники и причетники напиваются до пьяна и в таком виде являются в приходе бранятся и дерутся».

Вот так среди русских уживались внешняя набожность и распущенность. Русские считали грехом вкусить кусок мяса постом, но признавали нужным напиваться в праздничный день среди поста.

А вот как оправдывала свой разврат с иноверным: «ведь родится от него православный...». Иные, готовясь к нарушению целомудрия, успокаивали свою совесть тем, что снимали с себя нательный крест и завешивали иконы. Иные не каялись в грехах, надеясь перед смертью принять схиму.

Конечно, среди русских было немало таких, которые правильно понимали требования христианской жизни. В своих сочинениях высказывали они сравнительно широкое понимание христианства. Это сочинения прп. Максима Грека, Старца Артемия (бывшего архимандрита ТСЛ), митрополита Даниила (что интересно в жизни Даниил был одним, а в сочинениях правильным) и, особенно, сочинения Нила Сорского.

(?)1461-64 — годы его правления при Феодосии.

В 1461 г. скончался престарелый митрополит Иона, именовавшийся митрополитом Киевским и всея Руси. Во избежание смуты он завещал митрополичий стол Ростовскому Феодосию. Почему же церковная власть передавалась по завещанию, что является формально антиканоническим делом. Потому что время для Церкви было критическое. Во-первых, не оставлял своих притязаний на верховенство Константинополь, во-вторых, на Московскую митрополию посягал униатский Киевский митрополит Григорий Болгарин.

В завещании Ионы о передаче власти Феодосию, согласованное с великим князем Василием Темным(1425-1462 гг. правления). Это завещание лежало на престоле Успенского собора. На сороковой день по кончине Ионы 3 мая 1461 г. собором русских епископов в сан митрополита возведен Феодосий Бывальцев, в течение 10 лет бывший настоятелем Чудова монастыря, а с 1454 г. — архиепископом Ростовским. Феодосий, как и прежние первосвятители помогал Ивану III Васильевичу (1462-1505 гг.) в собирании русских земель. Он дважды посылал Новгородскому архиепископу св. Ионе письма с требованием подчиниться Москве.

При поставлении Феодосия все архиепископы должны были повторить обет, данный еще его предшественнику, не вступать ни в какие отношения с Киевским митрополитом Григорием Болгарином. А отсутствовавшие на соборе епископы Тверской и Новгородский обязаны были в письменном виде прислать такие обязательства.

Правление Феодосия продолжалось недолго, всего три года. В 1464 г. он ушел на покой в Чудов монастырь,где уже был когда-то настоятелем. Почему? Карамзин так объясняет: «Причина достопамятна. Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света (в 1492 г.). Эта набожность способствовала неумеренному размножению храмов и священнослужителей. Всякий богатый человек хотел иметь свою церковь. Празднолюбцы шли в дьяконы и попы, соблазняя народ не только грубым невежеством, но и развратной жизнью. Митрополит задумал пресечь зло. Еженедельно собирал их, учил, вдовых постригал в монахи, распутных лишал сана и наказывал без милосердия. Следствием было то, что многие церкви опустели. Сделался ропот на Феодосия. И сей пастырь строгий, но не весьма твердый с горести отказался от правления. Ушел в Чудов, взял в келью прокаженного (!), ходил за ним до конца жизни (1475 г.), сам омывая его струпы».

Карташев (с.380 т.1) называет местом его упокоения Троице-Сергиев монастырь. Причиной озабоченности морального состояния клира называет критику сектантов-стригольников русской иерархии, усугубленную отлучением «наложенным на Московскую Церковь греками». Теперь, дескать, запрещенное русское священство безблагодатно. Понятно теперь почему так поступил Феодосий, да потому, чтобы не было критики.