Киевский — до 1237 г.

2. Монгольский период — с 1237 г. по 1459г.

3. Период разделеннойЦеркви — для Москвы с 1459 по 1589 гг. и для Киева до 1686 г.

4. Затем Патриарший период для Московской части с 1589 г. по 1700 г.

5. Синодальный Период — с 1700 г. по 1917 г.

6. 2-й Патриарший период с 1917 г., который до 1988 г. можно назвать периодом мученичества и гонений.

Третий период — Это период разделенной Русской митрополии на две

части: Московскойи Киевской. Хронологические рамки третьего периода 1459г. — 1589г. для Москвы и с 1459 по 1686г. — для Киева. Что такое дата 1686 г. — это соединение в церковной истории Киева и Москвы. В этом году закончилась война между Польшей (Речью Посполитой) и Россией т.н. «Вечным Миром». Этот мир заключен на условиях Андрусовского перемирия с 1667 г., по которому польский король Ян Собесский согласился на вечную уступку Москве Киева, а Москва обещала помогать Польше в войне с турками и татарами. В 1686 г. закончился период разделения Церкви. Киевская митрополия признала юрисдикцию Московского патриархата.

Этот период делится на части по митрополитам:

1. 1448-1461 гг. св. митр. Иона

2. 1461-1464 гг. митр. Феодосий

3. 1464-1473 гг. митр. Филипп I

4. 1473-1489 гг. митр. Геронтий

5. 1490-1495 гг. митр. Зосима

6. 1496-1511 гг. митр. Симон

7. 1511-1521 гг. митр. Варлаам

8. 1521-1529 гг. митр. Даниил

9. 1529-1542 гг. митр. Иоасаф

10.1542-1563 гг. митр. Макарий

11.1564-1566 гг. митр. Афанасий

12.1566-1568 гг. св. митр. Филипп II

А далее три потаковщика, конформиста, которые чтобы не делал царь Иоанн IV -- благословляли всё:

13.1568-1572 гг. митр. Кирилл

14.1572-1571 гг. митр. Антоний

15.1581-1587 гг. митр. Дионисий

16.1587-1589 гг. митр. Иов, будущий патриарх (с 1589 г.)

Желательно вам, ребята, запомнить эту хронологию.

Разделение Русской Митрополии.

Главная книга на эту тему, это книга прот. Дмитрия Соколова «История разделения Русской митрополии» СПб. 1900 г. Эта книга постоянно на руках, потому что много украинцев! Итак, повторю прошлый материал, правда, одного профессора нашей Академии в прошлом веке, за подобные повторы прозвали «водолеем», но это необходимо, тем паче, что многие отсутствовали. В вашей группе такая вот популяция, как, знаете, шагреневая кожа сжимается, потом расширяется…Итак в 1438-39 гг. состоялась Ферраро-Флорентийская Уния. Греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали католические догматы и главою признавали папу. Вернувшись в Москву, митрополит Исидор Московский из Италии, великим князем Василием был изгнан. В Москве решили отделиться от униатского Констанитинополяи поставить своего самостоятельного митрополита. И 15 декабря 1448 г. собор русских епископов поставил на всю Русь (также и на Киев) Рязанского митрополита Иону. Его избрание задержалось междоусобицами, а также трехмесячным пленением князя Василия Темного. После возвращения Василия Темного началась усиленная татаризация русского двора и церковное отделение от Константинополя. Св. Пафнутий Боровский не признал митрополитом Иону, за что был бит железом и посажен на цепь.

Митрополит Исидор в 1453 г. во время штурма турками Константинополя был в Византийской столице. Давал личные средства на возведение укреплений, командовал солдатами и защищал часть побережья, когда турки высаживали десант. Мехмет 2-й, вступив в город, потребовал главу кардинала. Друзья Исидора поднесли голову неизвестного, украсив ее кардинальской шапкой, а сам он спасся бегством в Италию. Митр. Исидор скончался в 1463г. Аббат Пирлинг написал книгу: «Рим и святой престол». С 1448 г. в Русской Церкви установился порядок ставить митрополита в Москве собором русских епископов, независимо от патриарха. Фактически с этого дня Церковь стала автокефальной. В 1459г. Московский собор епископов подтвердил по смерти Ионы повиноваться только тому митрополиту, который будет поставлен у гроба чудотворца святителя Петра. На Руси ходило мнение, что греки на Флорентийском соборе «к своей погибели от истины свернулися», что развращенным грекам верить нельзя, что в Первосвятительской Церкви Царьграда мерзость запустения, а после 1453г. будто греки уклонились в магометанство.

Что получил патриарх от Мехмета 2-го? «После 2-х месячной осады Мехмет разрешил солдатам своим грабить город в течении 3-х дней, а затем объявил своей личной собственностью церкви, монастыри и все великолепные здания.» В церкви св. Софии мусульманесовершили свою первую молитву, осквернили храм. В результате резни и увода населения в рабство город почти полностью опустел. После разрешения вернуться 5000 семей вернулось в Константинополь. Для установления дипломатических сношений с Западными странами нужны были образованные люди — греки. В то время ислам запрещал говорить верующим на иностранных языках, иметь своих в христианских государствах, но Мехмет 2, нуждаясь в переводчиках и грамотных людях, разрешил вернуться грекам в КП-ль. Греки получили различные государственные посты, они стали секретарями, банкирами, торговцами, а чаще всего драгоманами (переводчиками). Вот, отец Антония Блюма (митр. Сурожского) был драгоманом в Персии, и Антоний родился и вырос в Персии.

По политическим соображениям Мехмет II сохранил за Патриархом …конец кассеты… сребро-позолоченный пастырский жезл, белого коня, богато украшенного для почетного объезда города и 1000 червонцев! Мехмет II проводил Патриарха до середины дворцового двора и отправил домой восседавшим на султанском коне. По султанскому фирману (указу) Патриарху предоставлялись те же права и привилегии какими он пользовался при византийских императорах. Патриарх считался высшим чиновником турецкого правительства, носил титул визиря и почетную охрану из янычар. Патриарху было пожаловано «почетное» звание главы нации. Он становился духовным главой христианам и посредником между турецким правительством и христианским населением Балканских стран. Фирманом этим права повелевать в делах веры предоставлялось только Патриарху. Личность Патриарха и высших духовных лиц объявлялась неприкосновенной. Они освобождались от уплаты податей. Но вы понимаете, что не всегда это соблюдалось, султан мог все сделать. Мог дать и мог взять. Руководствуясь фискальными (налоговыми, материальными) соображениями султан оставил за собой поставлять нового Патриарха. Дело в том, что в конце 15 в. за патриарший престол султану платили по 4000 дукатов(!). А в 17 в. были случаи, когда получение престола обходилось в 100 тыс. и даже 150 тыс. злотых (золотых), т. к. Патриархи должны были делать подарки женам султана, пашам и разным придворным чиновникам, чтобы оградить себя от придирок. Т.о. Константинопольский престол превратился в продажный предмет, который покупал тот, кто давал больше денег.

/Симония распространилась на все подчиненные ему престолы и на всю греческую Церковь. За Патриархом и его двором закрепилось фанариоты. Это прозвище имело довольно оскорбительный смысл. Фанариоты — это жители «Фанары», греческого квартала в Константинополе (в Стамбуле(?) — это зн. в городе Константина по-турецки), в старом городе, на берегу Золотого Рога, получившего свое название от находившегося здесь прежде маяка Фанара. В османской империи фанариоты являлись представителями греческого духовенства и торгово-денежной аристократии. Фанариоты занимали высокие посты в администрации Османской империи и часто упоминались в истории дипломатических сношений Турции с Европейскими странами. Вот это греки фанариоты, которых использовали турки в сношениях с Западом. Вот почему этот термин (фанариот) имеет некий презрительный оттенок — это были агенты турецкого султана. Они относились к низам греческим как господа и особенно они высокомерны были в Балканских странах./