ИСТОЧНИКИ НАУКИ.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
В истории Церкви 6 периодов:
1. Домонгольский период (до 1240 года).
2. Монгольский период (с 1240 по 1459).
3.Период разделённой Церкви (с 1459по 1589 — для Русской Церкви; с 1459 по
1686(воссоединение митрополий — для юго-западной Церкви.)).
4.Патриарший период (с 1589 по 1700). Упразднение патриаршества; учреждение Синодального
правления.
5.Синодальный период(с 1700 по 1917).
6.Новый Патриарший период (с 1917 и до наших дней).
Каждый историк утверждает, что источники бывают вещественные и письменные. Голубинский Евгений Евсигнеевич утверждает: " Источники представляются живым бытом — в языке, в поверьях, обычаях, суевериях. Русские источники скудны и чтобы сделать что — нибудь, пишущий историю должен превратиться в усерднейшего тряпичника; должен по десятку раз тщательнейшим образом перерывать всякий хлам, чтобы не оставить ни одного лоскутка, который мог бы пойти в дело и послужить на пользу".
Евгений Евсигнеевич продолжает: " История Русской Церкви по количеству источников может быть названа первоклассной: имеет сказания или записки иностранцев, но другое дело — качество источников". (У нас очень мало источников до 16 века). " Главный источник — летописание. Но у нас летопись велась односторонне. Почему? Потому что под историей понималась история правительства, государства. С историей Церковной ещё хуже. О ней в летописях не пишется никак. У нашего первого летописца все церковно-исторические известия состоят:
1. В краткой записи о поставлении одного митрополита;
В отметке года прибытия на Русь двух митрополитов;
В отметке года смерти одного митрополита;
Случайного упоминания ещё о двух митрополитах.
И только с 12 века наши летописи дают три неполных каталога (списка) митрополитов, епископов и каменных церквей.
Из монографических повествований нам известны жития Святых. Но их недостаток заключается в том, что, являясь жанром педагогическим, они не ставят перед собой задачу исторически изложить материал; иногда история просто стоит поперёк дороги писателя жития. При таком порядке вещей искажаются даты, события. В своей магистерской работе Ключевскийопределил, что материал жития можно использовать как исторический лишь на 5-10%.
Голубинский пишет: "Авторы житий весьма мало заботятся о том, чтобы, что называется, рисовать обстановку. А если и рисуют, то посредством общих мест и общих риторических фраз. Идеал истории требует, чтобы исторические лица изображались как живые люди с индивидуально физиономией, с индивидуальным характером каждого". Исторических лиц мы должны знать с их историческими чертами.
Голубинский продолжает: "История Русской Церкви крайне бедна и памятниками законодательства. От домонгольского периода мы не имеем ничего". Когда Голубинский писал свою Историю, описывая монашество в этот период, он не имел никаких сведений. Ему пришлось сконструировать картину по образцу греческого монашества, ведь русское монашество почти полностью сконструировано по греческому.
В Монгольский период историческая наука имеет больше сведений: деяния Владимирского собора(1503 — 1504), хорошо сохранившиеся деяния Стоглавого собора(1551). Поэтому мы достаточно хорошо знаем историю за 16 век именно благодаря Стоглавому Собору и деятельности преп. Максима Грека, а до 16 века или совершенный мрак или кое — какие несвязные черты.
Просвещение наступило при Петре 1. До этого были просто грамотные люди (начетники).
И в периодизации Голубинский полагает принцип просвещенности. В отличие от вышеприведенной периодизации, положенной Филаретом Черниговским, Евгений Евсигнеевич разделил на:
1.Киевский; до 18 века
2.Московский; до 18 века
3.Петербургский.
Первые два периода представляют собой одно целое: их характер — отсутствие действительного просвещения, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до 18 века. Но всё же образуют из себя две половины:
в Киевский период преобладала условно — формальная обязанность над истинной верой, и наружной набожности над истинным благочестием, т.е. нравственностью.
В Московский период обрядоверие впало в крайность.
В Петербургский период воцарилось настоящее просвещение, а вместе с этим подразумевается и более совершенное понимание христианства.