Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.

Оценка профессиональной пригодности персонала.

Организация и управление обучением персонала.

Подсистема «Организация и управление обучением персонала» выполняет функцию эффективного использования потенциала персонала за счет обучения и использования знаний и опыта кадров по назначению. Поэтому принципиально важно правильно подобрать, обучить и расставить кадры. В системе управления персоналом организуются также рабочиеместа, которые оснащаются определенной техникой и технологией. Уровень требований к рабочему месту определяется аттестацией рабочего места. О рабочем месте составляется паспорт, следовательно, для каждого рабочего места необходимо подобрать квалифицированного работника и обучить его действующей технологии. Каждый работник должен соответствовать требованиям рабочего места и должен знать технические и технологические возможности данной профессии и рабочего места.

Обучение персонала направлено на закрепление и повышение уровня профессиональных знаний, а именно:

· Общие профессиональные знания;

· Конкретные умения, навыки и специальные знания в конкретной предметной области;

· Специфические знания, устойчивые навыки и умения действовать в экстремальных ситуациях.

Исходя из этого, каждое предприятие разрабатывает программы подготовки и переподготовки кадров, с помощью которых и приводится соответствие уровня квалификации требованиям рабочего места.

Система оценки персонала предприятия сводится к оценке результатов труда каждого члена трудового коллектива. Оценка персонала на предприятиях должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда.

Оценка трудовой деятельности персонала проводится по системе показателей. Руководители подразделений по результатам оценки, могут принимать оптимальные управленческие решения по эффективному использованию своих сотрудников.

С помощью системы профессиональной пригодности персонала, можно проводить комплексную оценку персонала любого предприятия, по установленным критериям этой оценки.

В предлагаемой системе выделены три уровня оценки:

§ Уровень профессиональной подготовки;

§ Уровень профессиональной пригодности;

§ Уровень трудовой деятельности.

Квалификационные требования к менеджеру - руководителю имеют особое значение, для обеспечения деятельности всего коллектива. Особенно его личные профессиональные и деловые качества, и прежде всего: коммуникабельность, умение решить проблемы, т.е. принимать оптимальные решения, которые одобрялись бы окружающими.

Основные требования к руководителю коллектива:

1. Профессиональные знания.

2. Деловые качества.

3. Личные индивидуально-психологические качества.

4. Личные психофизиологические и энергетические качества.

5. Трудовой потенциал.

6. Умение управлять трудовым коллективом

7. Умение принимать эффективные управленческие решения.

Лучший вариант развития коллектива – совпадение формального и неформального лидера. Конфронтация лидеров приводит к нарушению и торможению производственных дел.

Следовательно, задача руководителя более высокого уровня – уметь направить коммуникативные взаимодействия на решение производственных задач.

Сравнительные характеристики деятельности лидера и их отличие от простого менеджера:

ЛИДЕР- РУКОВОДИТЕЛЬ Характеристики МЕНЕДЖЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ Характеристики
1. Инноватор 1. Администратор
2. Вдохновляет 2. Поручает
3. Работает по своим целям 3. Работает по целям других
4. Видение – основа действий 4. План – основа действий
5. Полагается на людей 5. Полагается на систему
6. Использует эмоции 6. Использует доводы
7. Доверяет 7. Контролирует
8. Дает импульс движению 8. Поддерживает движение
9. Энтузиаст 9. Профессионален
10. Превращает решения в реальность 10. Принимает решения
11. Делает правильное дело 11. Делает дело правильно
12. Обожаем 12. Уважаем

 

Профессионализм и компетентность менеджера можно оценить через систему оценок.

 

 

 

Рис. 6.4. Система оценки профессионализма персонала предприятия

Если вышеперечисленные качества имеются у индивидуума – человека, то этот человек может быть менеджером и одновременно лидером какого-либо коллектива, то есть его формальным и неформальным руководителем.

Главный принцип лидерства, это личная направленность на развитие организации.

Ответьте на контрольные вопросы к теме № 6

1. Как в современных условиях мотивируют и стимулируют труд персонала?

2. Как влияет труд персонала на экономическую эффективность производства?

3. Какие системы мотивации труда применяют на предприятиях РФ и за рубежом.

4. Система управлением персоналом и роль руководителя в ней.

5. Как планируется профессиональный рост, резерв и карьера персонала?

Библиографический список литературы (основной)

1 Поршнева А.Г. и д.р. Управление организацией.,-Учебник., М., Инфра-М, 2000.

2 Травин В.В.,Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия., М.:Дело,1998.-272 с.

3 Веснин В.Р., Практический менеджмент персонала: Пособие по кад­ровой работе., М.: Юристъ,1998.

4 Десслер Гари., Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов., М.,БИНОМ,1997.

Библиографический список литературы (дополнительный)

1 Генкина. Б.М., Основы управления персоналом: Учебник для вузов/ М.:Высш. шк.,1996.-383 с.

2 Егоршин А.П. Управление персоналом. -Н. Новгород:НИМБ,1997.-607 с.

3 Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: М.:Екатеринбург:Деловая кн.,1998.-232

 


ГЛАВА №7 САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА

 

Вопросы для изучения:

Личность, как объект управления.

Понятие самоуправления и саморазвития личности.

Параметры эффективного менеджера.

1.Технология самоуправления и саморазвития менеджера.